Раввины о двух могилах и еврейские поручики Киже
Наряду со Стеной Плача, еврейских паломников, посещавших святую землю, неизменно привлекали многочисленные могилы библейских героев, мудрецов, раввинов и праведников, похороненных в разных частях страны. Многие из этих захоронений являются объектом массового паломничества и сегодня – например, могила рабби Шимона бар Йохая на горе Мерон, могила рабби Меира Чудотворца в Тверии, пещера Махпела в Хевроне, где, согласно традиции, похоронены праотцы и праматери, и т.д.
Однако некоторые из этих могил имеют весьма неожиданное и своеобразное происхождение. Недавно об этом рассказал в своем блоге профессор Марк Шапиро, известный исследователь еврейской философии и современного ортодоксального иудаизма.
Рабби Йосеф Хаим из Багдада (1832-1909), более известеный под именем Бен-Иш Хай по названию своей книги, считался ведущим религиозным авторитетом восточного еврейства. Знаменитый раввин скончался в 1909 году, вскоре после посещения могилы пророка Йехезкеля. Его похороны вылились в многотысячное шествие, подобного которому в Багдаде не помнили.
Бен Иш Хай
До начала шестидесятых годов Бен Иш Хай покоился на старом еврейском кладбище в Багдаде. Однако затем решением иракских властей еврейское кладбище было ликвидировано, и останки раввина были перенесены в другое место. Из-за тяжелого месопотамского климата надгробный памятник со временем раскрошился, поэтому на сегодняшний день точное местоположение могилы неизвестно. Однако нет никаких сомнений, что тело рабби Йосефа Хаима никогда не покидало иракской земли.
Как пишет Марк Шапиро, он не теряет надежды, что со временем могила будет найдена – подобно тому, как недавно была обнаружено место захоронения знаменитого рабби Исраэля Салантера, основоположника движения Мусар. Однако о могиле Бен Иш Хая профессор вспомнил по совсем другой причине: дело в том, что в Иерусалиме, на Масличной горе, стоит надгробие, гласящее, что под камнем сим покоится… Бен Иш Хай!
Согласно истории, которую охотно рассказывают паломникам и туристам, посещающим самое престижное еврейское кладбище, в день, когда раввин скончался в Ираке, его тело чудесным образом оказалось в Иерусалиме. Более того, некий могильщик заявил, что лично хоронил великого праведника, и даже потребовал плату за свою работу!
Как утверждает Шапиро, сегодня невозможно однозначно сказать, является ли эта история чистой легендой, или же какой-то ушлый могильщик действительно нашел способ заработать немного денег, поведав эту фантастическую историю. Если верно второе, то этот человек, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело – что местные иерусалимские евреи не только поверят в чудо, но и не осмелятся потребовать доказательств, что в могиле на Масличной горе действительно покоится тело багдадского раввина.
Как пишет Шапиро, многие евреи искренне верят, что Бен Иш Хай покоится в Иерусалиме. Что касается сефардских религиозных авторитетов, то их отношение к этой «святыни» бывает разным. К примеру, знаменитый каббалист Ицхак Кадури не предавал этой могиле никакого значения, и даже позволял себе шутки на этот счет. Однако главный раввин Цфата Шмуэль Элиягу заявил, что, хотя тело Бен Иш Хая действительно похоронили в Багдаде, его дух явился в Иерусалим.
Могила Бен Иш Хая на Масличной горе. Фотография из блога Марка Шапиро
При этом, как замечает Шапиро, эта история является далеко не единственной. Рабби Авраам-Йегошуа Гешель из Опатова (Апты, 1748-1825), один из первых хасидских цадиков, скончался на Украине и был похоронен в Меджибоже, недалеко от могилы основоположника хасидизма Исраэля Бешта. Однако, согласно легенде, ангелы взяли его тело и перенесли его в Тверию, где и сегодня можно увидеть соответствующее надгробие.
В марокканском городе Марракеш на местном еврейском кладбище похоронен раввин Яаков Тимсут. Через месяц после того, как рабби почил в бозе и был погребен, из Иерусалима пришло письмо, гласившее, что на еврейском кладбище на Масличной горе чудесным образом появилось надгробие рабби Яакова. Эту могилу можно увидеть и сегодня.
Наконец, невозможно не вспомнить историю раввина и праведника с загадочным именем Давид у-Моше (т.е. «Давид и Моше»; возможно, искаженное Давид бен Моше). Так же, как рабби Яаков Тимсут, этот праведник и каббалист скончался в Марокко, где и был похоронен. Однако в 1972 году некому Аврааму Бен-Хаиму, скромному жителю Цфата, приснился сон, в котором покойный раввин потребовал устроить ему надгробие на святой земле. Авраам беспрекословно подчинился, и устроил на заднем дворе дома небольшую молельню, посреди которой установил мраморную плиту, как на настоящей еврейской могиле. Среди прочего, молельню украшает фотография аутентичной могилы в Атласских горах.
Пользуясь случаем, Марк Шапиро рассказал еще несколько историй, связанных с еврейскими погребениями. В частности, он привел свидетельство раввина и историка Хаима-Натана Дембицера (1820-1892), писавшего, что в свое время в Лемберге существовал обычай: ставить на местном кладбище надгробия раввинов и знатоков Торы, живших в городе, но умерших в других местах! К примеру, в городе был кенотаф рабби Элиягу Калманкаша, бывшего одно время городским раввином, надпись на котором ясно и недвусмысленно гласила:
Да упокоится с предками и будет похоронен рядом с могилой отца, ибо до сего дня никому не ведомо, где его могила.
На городском кладбище так же находилась могила некого рабби Петахии, сына рабби Давида из Лиды, который одно время был раввином в Амстердаме. При этом было известно, что р. Петахия умер и был похоронен во Франкфурте.
По словам проф. Шапиро, Дембицер сделал еще одно открытие: на лембергском еврейском кладбище была могила раввина Моше га-Коэна Пропса, который одно время возглавлял раввинский суд Амстердама. При этом такого раввина, подобно поручику Киже, никогда не существовало!
В связи с этим нельзя не отметить, что в Вильно на еврейском кладбище в предместье Снипишекес (на правом берегу Вилии, напротив Замковой горы и устья Вильни) долгое время существовала могила Авраама (Валентина) Потоцкого – польского аристократа, якобы принявшего иудаизм и сожженного за это на костре. При этом никаких современных или документальных подтверждений этой истории нет, и исследователи полагают, что речь идет о легенде.
Памятный камень на месте бывшего еврейского кладбища в Вильнюсе, где, как гласит надпись, были похоронены Виленский гаон и Авраам Потоцкий
Евгений Наумов