В поисках отпечатка тела пророка Ильи
Вы, разумеется, спросите: с какой радости, простите, Элиягу, он же Илья-пророк, он же Мар Элиас должен был вообще оставлять отпечатки своих телес? Улетел в небо на огненной колеснице первый наш еврейский космонавт – и какие тут, простите, следы, кроме выжженной пустыни?
А вот какие. В Первой книге Царей (Млахим-алеф, она же в синодальном переводе Третья Царств) рассказываются подробности того, что случилось с Элияху во время его бегства от Ахава и Изевели:
И ушел он в пустыню на день пути и, придя, сел под одинокой ретамой (метельником), и просил смерти душе своей и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под одинокой ретамой. И вот, ангел коснулся его и сказал ему: встань, поешь. И взглянул Элияху, и вот, у изголовья его печеная лепешка и сосуд с водой. Он поел и попил, и снова лег (19:4-6).
Эти стихи и легли в основу предания о том, как продуктивно полежал на камушке пророк. Впрочем, до эпохи позднего ренессанса никаких упоминаний об отпечатке тела Ильи не сохранилось. А вот побывавший в 1586 году на Святой земле судья, летописец и администратор графства Геннегау, а по совместительству и путешественник-рисовальщик Jean Zuallart (1541-1634), то есть Ян (Жан, Джовани и т.п.) Зуайарт (Зуалларт, Золлар и т.п.) в своей известнейшей книжке «Благоговейнейшее путешествие в Иерусалим» (“Jl devotissimo Viaggio di Gerusalemme”) не только упомянул, но и нарисовал нам сей отпечаток на холмике между монастырем св. Ильи-Пророка (всем известный Мар-Элиас на Хевронском шоссе) и часовней пророка Аввакума (ныне никому неизвестные руины), а еще и подписал – Forma di S. Helia. Вот, любуйтесь!
Понятно, что надо искать описания этого места у русских паломников, и – пожалуйста, вот они (и паломники, и описания)! Начнем с наиболее старого итинерария, практически ровесника Зуаллартовых трудов (конец XVI века), автором которого традиционно считался купец Трифон Коробейников (теперь доказано, что его “хожение” более поздняя обработка путевых записей купца Василия Познякова). Вот пассаж из наиболее известного списка этих “хожений”, именуемого “Путешествие московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова”:
А от Иерусалима идучи к Вифлиему, на полудороге, стоит монастырь святаго пророка Илии, иде же закла 50 жрец, лживых пророк. И близ того монастыря, с перестрел, на дороге, на камени место вообразилось, идеже уснул Илия пророк, и то место яко воск, и знать до сего дни. И приде к нему Ангел Господень, и возбуди его, и принесе ему опреснок пырян и корчагу воды.
А в начале XVIII века сие место привлекло внимание московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703), и это – песня! Вот:
И тут на пути на левой стране минули монастырь Святаго пророка Илии… Тот монастырь от Иерусалима версты три. Да тут же на другой стороне дороги, как в Вифлием идешь, против монастыря лежит камень великой, на коем спал Илия Пророк. И как он на камне лежал, так весь изобразился; все знат: где лежала голова, где руки, где ноги, где спина – что на воску. А над тем каменем стоит древо масличное. И богомольцы тот камень лобзали все…И мы грешнии брали камень на благословение…
Последнее предложение – ключ к пониманию, почему сегодня никто не ведает, где она, эта “формочка”…Тем не менее, в XIX веке про это место паломники что-то да знают. А.Н. Муравьев в своем “Путешествии ко Святым местам в 1830 году” сообщает:
Монастырь пророка Илии, стоящий на половине пути, мало представляет достойного внимания, кроме масличного сада и колодца, где по преданиям отдыхал пророк…
А вот более внимательный и любознательный архимандрит Леонид Кавелин в 1859 году отмечает следующее:
На правой же стороне дороги против против самых ворот монастыря показывают камень, называемый ложем пророка Илии. Это камень довольно большой в форме седалища, на котором виден как бы вытисненный след лежащего человека…
В тоже году еще один деятель упоминанает отпечаток тела пророка. Это английский консул в Иерусалиме Джеймс Финн в своих мемуарах “Беспокойные времена”:
….Отдохнул на камне, часть которого несет на себе отпечаток, оставленный, по преданию, пророком Илией на пути его к Хориву… Паломники, проходящие в то время по дороге между Иерусалимом и Вифлеемом, достигнув сего места, находящегося на полпути между двумя этими городами, набожно крестились и целовали каменное ложе Илии Пророка”.
А вот более поздних упоминаний мне не попадалось… Ныне же никто из обитателей Мар-Элиас и вовсе не слышал про такое чудо…
Михаил Король – известный израильский экскурсовод, автор нескольких книг по истории Иерусалима.
Книгу Михаила Короля “Храм Гроба Господня” можно купить в интернет-магазине Озон.