next perv

Светильники и погребальные пещеры как проявления еврейской идентичности



Масляные светильники и погребальные пещеры особой формы в хасмонейскую эпоху (II-I вв. до н.э.) стали символами еврейской идентичности. К такому выводу пришли исследователи Бар-Иланского университет, докторант Омри Абади и его научный руководитель проф. Эяль Регев. По их мнению, эти практики позволяли людям почувствовать преемственность с эпохой  царей из дома Давида, которые правили Иудеей до разрушения I Храма.

«Для Иудеи и Иерусалима эпохи Хасмонеев характерны два уникальных феномена: использование приплюснутых масляных светильников, изготовленных на гончарном круге, и вертикальные  погребальные пещеры, в которых хоронили евреев», – говорит Регев, – «Возникает вопрос: в чем был смысл этих практик?».

Сплющенные светильники представляли собой небольшие глиняные сосуды, сделанные на гончарном круге, и обработанные вручную пальцами, чтобы сделать перемычку между резервуаром и носиком. По словам профессора, это были  наипростейшие масляные лампы.

Погребальные пещеры-колодцы представляли собой небольшие квадратные отверстия, ведущие в четырехугольную погребальную камеру. В камере выдалбливали вертикальную яму, достаточно большую, чтобы в ней можно было стоять, которую окружали каменным бордюром. В этом случае, объясняет проф. Регев, нужно было приложить значительные усилия, чтобы выдолбить такую камеру.

Исследователи подчеркивают, что в обоих случаях речь идет о находках, сделанных преимущественно, в Иудее и Иудейских горах, т.е. в районе, которым в интересующую эпоху ограничивалось компактное еврейское проживание.

Как полагают ученые, маловероятно, что в данном случае евреи руководствовались сугубо практическими соображениями – например, что такие светильники было очень легко сделать, и они были чрезвычайно дешевы. В этом случае, считают ученые, эти практики стали бы общепринятыми и в других районах.

Кроме того, необходимо учитывать общий культурный климат эпохи: и в персидский, и в эллинистический период еврейское население испытывало сильное влияние иноземных обычаев. Поэтому материальная культура тогдашней Иудеи не содержит каких-то отличительных знаков, характерных для евреев.

«Мы полагаем, что между сплюснутыми масляными светильника и вертикальными погребальными камерами есть нечто общее – и то, и другое служило проявлением еврейской идентичности, подчеркивающим обособленность от других этнических групп, проживавших в тех же местах», – утверждает Регев. А поскольку обе практики  весьма напоминают  аналогичные практики эпохи I Храма, можно предположить, что таким образом люди утверждали свое право на наследие предков.

«Феномен, хорошо известный в археологических исследованиях – использование памяти и культуры прошлого для самоопределения существующей группы. Объекты и паттерны поведения, стилем или  обликом напоминающие о культуре прошлого – иными словами, архаичные – становятся проявлением связи группы с ее прошлым и исторической памятью, позволяя членам группы проявить свое отличие от окружающих, и укрепляя границы между группой и  ‘иными’» – пишут исследователи.

Как утверждает проф. Регев, материальная культура эпохи Хасмонеев свидетельствует об усилиях восстановить связь с «золотым веком» царей из дома Давида, когда использовались похожие светильники и формы погребения, и таким образом лишний раз продемонстрировать, что Иудея и ее жители отличаются от окружающих язычников.

Источник: Jerusalem Post

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.