next perv

Второе персидское владычество и евреи



Второе персидское владычество в Палестине оказалось слишком недолгим, чтобы оставить заметный след в еврейской национальной памяти. Между тем, евреи играли в этих событиях заметную роль, и после поражения персов  могли опасаться очень серьезных последствий.

Последняя война между Персией и Византией началась в 603 году, в третий год правления императора Фоки. В течение двух лет персы захватили византийские крепости на Евфрате, в 606 году впервые вторглись в Сирию. В 609 основные персидские силы перешли Евфрат и двинулись к Антиохии.

В этот момент в Константинополе вспыхнул мятеж. Фока был низложен и казнен, и новым императором провозглашен Ираклий, сын наместника Африки.

Положение империи было крайне тяжелым. Одновременно с персами в империю вторглись авары и славяне, осадившие столицу. Ираклий попытался остановить персов под Антиохией, но потерпел поражение, и вынужден был эвакуировать Сирию. Антиохия капитулировала в 611 году. В 612 персы вторглись в Малую Азию и захватили Кейсарию Кападокийскую; в 613 пал Дамаск. Дорога на Иерусалим была открыта.

Карта византийских и персидских походов в Сирии, Анатолии, Армении, Месопотамии в период с 611 по 624 год

Византийская империя не отличалась излишней толерантностью и веротерпимостью по отношению к иудеям. Те, в свою очередь, не испытывали к византийцам никаких теплых чувств, считая их врагами своей веры. В разгар войны в Антиохии даже вспыхнуло еврейское восстание, жестоко подавленное властями:

В сем году беспокойные евреи антиохийские производили восстание на христиан, убили Анастасия великого, патриарха Александрийского, вложили в уста детородные части и влачивши его среди города, убили вместе с ним многих владетелей и сожгли их с домами. Фока назначил Воноса графом востока и военачальника Коттона и послал их против иудеев. Они с войсками напали на них, многих убили, другим отрезали крайние члены и выгнали из города.

Феофан Исповедник, Хронология

Неудивительно, что персидское войско византийские евреи встречали с распростертыми объятьями. Некоторые даже видели в них предтеч грядущего Избавления.

В 613 году персидское войско вторглось в Палестину. Местные евреи толпами переходили на их сторону. Как писал армянский епископ Себеос,  «остатки еврейского народа восстали против христиан. Воодушевляясь народной ненавистью, они наносили страшный вред сонмищу верующих. Они отправились к персам, соединились и смешались с ними» (История императора Иракла, 24).

В 614 году персы осадили Иерусалим. Согласно Антиоху Стратигу, город был взят штурмом после осады, продолжавшейся 20 дней: «Провели они в борьбе двадцать дней. Персы метали из балист с такою силою, что на двадцать первый день разрушили городскую стену. Тогда злые враги вступили в город с большой яростью, точно рассвирепевшие звери и обозлившиеся драконы. Люди, защищавшие городские стены, бежали и прятались в пещерах; ямах и цистернах, чтобы спастись, а народ во множестве устремлялся в церкви и алтари, и там их истребляли, ибо враги входили с великим гневом» (Пленение Иерусалима).

Несколько иную картину рисует Себеос. По его словам, первоначально Иерусалим сдался без боя, однако через несколько месяцев христиане восстали против персов и их сторонников-евреев.

В то время персидское войско, под предводительством Рамиозана-Хорьяма, находилось в Кессарии палестинской. Он вел с Иерусалимом переговоры, «чтоб город подчинился добровольно; в таком случае он сохранит его в мире и устройстве». Они сначала согласились подчиниться ему, и поднесли военачальнику и князьям великолепные подарки; просили себе в правители людей добросовестных, которым и вверили охранение города. Но по прошествии нескольких месяцев, когда там собрались большие шайки простолюдинов, отроки города умертвили правителей царя персидского; а сами возмутились и освободились от его подданства. Тогда произошла резня между жителями города Иерусалима: евреями и христианами, которые усилившись массой поразили и умертвили многих евреев. Остальные евреи бросились со стен и перешли к войску греческому.

История императора Иракла, 24

После этого персы осадили город и взяли его после 19 дней осады. В числе пленников оказался патриарх Захария, а в числе наиболее ценных трофеев – одна из величайших христианских святынь, т.н. Животворящий крест, на котором, согласно преданию, в свое время был распят Иисус.

Все христианские авторы (Феофан Исповедник, Себеос, Антиох Стратиг, Евтихий Александрийский, автор Анонимной Сирийской хроники…) сообщают о жестоких репрессиях против христиан, и об активном участии в них евреев. Число погибших («до 90 тысяч», согласно Феофану), безусловно, многократно преувеличено. Однако сам факт насилия, скорее всего, имел место: подобные вещи, увы, полностью соответствовали тогдашним нравам и представлениям.

Согласно христианским источникам, христиан ставили перед выбором: вероотступничество или смерть, причем большинство предпочитало второе. Некоторые, однако, спасали свою жизнь, принимая иудаизм. В одной проповедей Анастасия Синаита, к примеру, упоминается монах,  ставший иудеем и поселившийся в Нааране; Яаков Жидовин писал о священнике Леонтии, перешедшем в иудаизм под страхом смерти.

Судя по всему, власть в Иерусалиме  персы передали своим союзникам-евреям. Их лидера  Книга Зрубавеля – апокриф, созданный между 629 и 636 в византийской Палестине, и описывающий, в виде предсказания, события минувших десятилетий – называет Нехемия бен Хушиэль, причем автор считал его, ни много ни мало,  «Машиахом сыном Йосефа»!

Поскольку война в Византией продолжалась, персы поручили своим союзником самостоятельную операцию – захватить порты на финикийском побережье. Еврейские отряды выступили к Птолемиаде (Акко), которую взяли с помощью местных евреев.

Целью следующей операции должен был стать Тир, где проживало 4 тысячи евреев. Согласно Евтихию Александрийскому (Анналы, 2:17), тамошние евреи должны были восстать  и перебить всех христиан. Однако замысел был раскрыт, и тирские евреи закованы в цепи и брошены в тюрьму. Когда же к городу подошли еврейские отряды, уничтожившие все церкви в предместьях, узников вывели на стену и обезглавили. Осаждавшие впали в уныние. Воспользовавшись этим, защитники Тира сделали вылазку и обратили евреев в бегство.

Вскоре после этого между персами и евреями произошло охлаждение. Как пишет Себаос, персидский царь «приказал изгнать евреев из города [Иерусалима]. Приказание царское было исполнено поспешно и с большою скоростью. Правителем города назначили некоего епископа Модеста». Таким образом, еврейское правление в Иерусалиме продлилось лишь несколько лет.

Об изгнании иерусалимских евреев в Персию пишет так же Бар-Эбрей (Абу-ль-Фарадж бин Харун). По его словам, это произошло всего через год после завоевания Иерусалима.

Книга Зрубавеля несколько раз упоминает о гибели Нехемии бен Хушиэля:

И убит будет пронзен Нехемия Бен Хушиэль – Машиах Бен Йосеф, и шестнадцать праведников будут убиты с ним… И будут оплакивать сыны Израиля Нехемию Бен Хушиэля, Машиаха Бен Йосеф, и тело его будет сорок дней лежать у ворот Иерусалима пронзенное – ни зверь, ни птица не прикоснутся к нему. А через сорок дней, похоронит его Святой Благословенный в гробнице царей Иудейских.

Время и обстоятельства его гибели неизвестны. Нельзя исключить, что это произошло вследствие конфликта между персами и евреями.

Между тем императору Ираклию удалось переломить ситуацию. Ему удалось отбросить персов от Константинополя и с помощью союзников-хазар нанести им ряд поражений. 12 декабря 627 византийцы нанесли персам решающее поражение в битве при Ниневии.

Сражение между армией Ираклия и персами Хосрова II. Фреска Пьеро делла Франческа

Вскоре после этого персидская армия восстала и свергла Хосрова II, провозгласив царём его сына Кавада II.  Новый правитель Кавад отправил к Ираклию посольство с просьбой о заключении мира. Император не стал выдвигать жёстких требований, зная, что его собственная империя также была близка к истощению. По условиям мирного договора восстанавливалась граница между двумя государствами по состоянию на 602 год, Византии были выданы все пленные, выплачена контрибуция, а главное — возвращен Животворящий Крест и другие реликвии, захваченные в Иерусалиме в 614 году.

Ираклий решил лично вернуть святыню в Иерусалим, и отправился в Палестину. Согласно «Анналам» Евтихия, евреи Тверии, Галилеи и Назарета встречали его с дарами и молились о его благополучии. (Трудно сказать, насколько искренне; впрочем, после разрыва с персами некоторые, возможно, радовались возвращению византийцев).  Ираклий милостиво принял подарки, и письменно обещал евреям безопасность.

Феофан Исповедник сообщает об одной встрече, имевшей место в Тверии:

Когда он прибыл в Тивериаду, то христиане жаловались ему на некоего по имени Вениамина, что он обижает их. Этот Вениамин был очень богат и принял царя и войско его. Несмотря на то царь судил его: для чего ты, сказал он, обижаешь христиан? Тот отвечал: обижаю их как врагов веры моей. Он был иудеянин. Царь поучивши его и убедивши, крестил в доме Евстафия Неаполита, христианина, который также принял царя.

В марте 629 года Ираклий торжественно вступил в Иерусалим. Не исключено, что  он собирался придерживать здесь той же политики, что и в Галилее, однако затем изменил свое мнение  – пораженный зрелищем сожженных церквей, докладами о массовых убийствах и/или  под влиянием жалоб и петиций христианского населения и духовенства, жаждущих мести.

Царь, пришедши в Иерусалим, восстановил патриарха Захарию, поставил честное и животворящее древо на его место, и много возблагодаривши Бога, выгнал евреев из города, повелевши, чтоб они не смели приближаться к святому граду за три мили.

Феофан Исповедник, Хронография

Ираклий возвращает Животворящий Крест в Иерусалим, анахронически сопровождаемый Святой Еленой. XV век, Испания.

Более того, по некоторым сведениям, намерения Ираклия простирались гораздо дальше, чем удаление евреев из святого города. Как утверждает франкский хронист Фредегар Схоластик, умерший ок. 660 года, император, якобы, собирался полстью искоренить иудейскую веру как на востоке, так и на западе:

Император Ираклий был поразительной внешности, он был щедрым, рослым, храбрее других и великим воином. Он часто убивал львов на арене, а в глухих местах-диких кабанов. Будучи хорошо образованным, он занимался астрологией, благодаря искусству которой и с Божьей помощью, он узнал, что его империя будет опустошена обрезанными народами. Поэтому он послал к франкскому королю Дагоберту с просьбой, что бы все евреи его королевства были бы крещены, и Дагоберт быстро это осуществил. Ираклий также приказал, чтобы тоже было сделано и во всех провинциях империи. Он не догадывался откуда это бедствие обрушится на его империю.

Хроника, 65

Что касается насильственного крещения евреев королем Дагобертом, то никаких подтверждений сообщению Фредегара нет. Да и самому Ираклию вскоре стало совсем не до евреев. Взаимным ослаблением Ирана и Византии воспользовались арабы, недавно принявшие новую религию, ислам. В 633 году они вторглись в державу Сасанидов, а на следующий год – в пределы Византийской империи. В августе 636 года византийцы потерпели сокрушительное поражение в битве при Ярмуке. Палестина и Иерусалим оказались под властью ислама. В истории святой земли началась новая эпоха.

Михаил Курляндский

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.