next perv
Перекресток Месубим. Ешива рабби Акивы
Пересечение 4 и 461 шоссе недалеко от Тель-Авива называется Мехлаф месубим («Перекресток Праздновавших»), и связано это место и его название вот с чем.
Считается, что здесь, южнее Рамат-Гана, на территории современного парка располагался древний Бней-Брак, давший название современному городу, находящемуся в нескольких километрах к северу.
То был древний город, основанный еще в железном веке, но с начала периода Второго Храма он стал поселением иудеев и упоминается в Талмуде несколько раз.
Прежде всего, в связи с великим рабби Акивой – прославленным мудрецом, одним из самых значительных и высокочтимых законоучителей 2 века н.э., основоположником систематизации Устной Торы.
Здесь, в древнем Бней-Браке, располагалась его религиозная школа ешива.
Именно здесь, рабби Акива и его друзья мудрецы-законоучителя: рабби Элиэзер, рабби Йеошуа, рабби Элазар бен Азария и рабби Тарфон – однажды во время пасхального застолья (Седера) вели беседы об исходе из Египта всю ночь. Они сидели, облокотившись на подушки (на иврите облокотившиеся и называются «месубим»), что в то время символизировало позу свободного человека) и толковали пасхальные события, описанные в Танахе, до тех пор, пока не пришли их ученики и не сказали им: «Учителя наши! Пришло время читать утреннюю молитву».
На самом деле комментаторы к этому отрывку из Пасхальной Агады уверяют нас, что великие мудрецы и сами распознали бы наступление утра и время чтения обязательного утреннего «Шма» (основная молитва в еврейской службе), без подсказки учеников.
Зачем же этот странный эпизод включен в Агаду?
Чтобы указать умеющим читать между строк, что на самом деле утро вовсе и не наступало: просто рассказы праведников создали такую высокую энергетику, что на материальном уровне она предстала в виде ярчайшего света, что и ввело в заблуждение неискушенных еще в таких делах учеников.
По другой, впрочем, версии, это все происходило через 60 лет после разрушения II Храма, во время сильных римских гонений на еврейскую религию. Именно поэтому наши герои отмечали Седер тайно, с закрытыми ставнями и не заметили рассвета.
В любом случае, именно в память об этой встрече перекресток Месубим и получил такое название.
Пасхальная или правильнее Агада́ (ивр. hаггада́ шель Пе́сах) — сборник молитв, благословений, комментариев к Торе и песен, прямо или косвенно связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника Песах. Чтение за праздничным столом Пасхальной Агады в ночь праздника Песах (с 14 на 15 нисана) — обязательная часть еврейского традиционного быта.
Одна из важных заповедей — помнить об Исходе из Египта повсеместно и постоянно («Пусть каждый день человек представляет, что именно он вышел из Египта»), однако в ночь Седера существует особая обязанность вести беседу о тех событиях и пересказывать их детям.