Еврейская молитва. Часть XIII. Синагога: архитектура и внутреннее убранство
Каких-либо специальных требований к синагогальной архитектуре нет. В принципе, синагогу можно устроить в любом чистом помещении без неприятных запахов, поэтому время от времени евреи собирались (и собираются) на молитву в самых неожиданных местах: в частных квартирах, кинотеатрах, клубах, спортивных залах и т.д.
В XIX веке в Европе возникла мода на так называемый мавританский стиль – в память о «золотом веке» испанского еврейства под властью магометан. Соответствующие синагоги появились в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Будапеште, Берлине, Праге и многих других городах.
Большая Будашештская синагога
Как уже было сказано, в еврейской жизни синагога выполняет следующие функции: служит местом
1. Для совместной молитвы
2. Для чтения и изучения Торы.
3. Для собрания общины.
Внутренняя архитектура и убранство синагог полностью подчинено решению этих задач.
В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины сидят отдельно. Технически это решается по-разному: иногда для женщин устраивают специальную галерею на втором этаже; если же синагога одноэтажная, то молитвенный зал делит на две половины специальная решетка или перегородка (мехица) – мужчины молятся по одну сторону, женщины – по другую.
У бабушки давно уже откуплено в синагоге свое место, в женской галерее, и когда мы отправляемся с нею вдвоем, то обеим нам приходится там тесниться, — поэтому я бываю в синагоге довольно редко, тем более, что посещение ее для еврейки и не считается обязательным. Входить во внутрь синагоги женщины не имеют права и потому, пропустив своих мужчин вперед, в главные двери, а сами направляясь вправо, по лестнице на галерею, мы с бабушкой поневоле должны были несколько замедлиться в сенях, за невозможностью продраться сквозь тесную толпу.
Всеволод Крестовский, Тьма Египетская
В реформистских и консервативных синагогах мужчины и женщины сидят вместе.
Чтобы женщины не смущали своим видом мужчин, их просят не приходить в синагогу в слишком открытой и обтягивающей одежде. В большинстве синагог их так же просят не приходить в брюках.
Большую часть еврейских молитв можно читать сидя. Поэтому в синагоге – в отличие от мечети или православной церкви – молящиеся сидят на креслах, лавках или стульях. Иногда кресла снабжены специальными ящиками, в которых прихожане могут оставлять свои молитвенные принадлежности и личные вещи.
Как правило, напротив дверей главного зала синагоги можно увидеть изящно украшенный шкаф. Это – главный элемент синагогального убранства: священный ковчег (Арон га-кодеш), в котором хранятся свитки Торы. Обычно он закрыт и занавешен специальным покрывалом, которое называют парохет. Ковчег открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или вернуть его обратно; его также держат открытым во время определенных праздничных молитв.
Ковчег в синагоге города Пьятра-Нямц, Румыния
Напротив ковчега горит неугасимый светильник (нер тамид) – символическое напоминание о меноре (семисвечнике), горевшей в Иерусалимском Храме.
В центре синагоги находится четырехугольное возвышение – бима, на котором стоит специальный стол. Когда приходит время читать Тору, свиток торжественно несут на биму и кладут на стол, чтобы всем присутствующим было хорошо видно и слышно.
Хотя снаружи занимался день, в молельне все еще была ночь. Поминальная свеча горела в шестисвечнике у амвона. Возле канторского пюпитра сидел старый человек, читавший что-то в толстенном молитвеннике. Яша приметил, что ермолка и голова старика посыпаны пеплом. «С чего бы это? — удивился Яша. — Неужто я настолько всё позабыл?» Он кивнул старику, тот тоже кивнул, но приложил палец к губам, давая понять, что говорить сейчас возбраняется. Магда села на лавку у печи, и Яша оборотился к ней. Под рукой не оказалось чем утереться, и оставалось ждать, пока одежда в тепле не просохнет сама. В темноте Магдино лицо белело, у ног ее натекла лужа. Яша украдкой поцеловал девушку в голову. Он оглядел биму с ее четырьмя колоннами, Ковчег Завета, амвон, полки с молитвенными книгами. Насквозь промокший, обливающийся потом, он пытался при свете поминальной свечи разобрать слова скрижалей на карнизе Ковчега, подпираемом двумя позолоченными львами: «Я, Господь… Не будешь иметь других богов… Почитай отца твоего и мать твою… Не прелюбодействуй… Не убивай… Не воруй… Не пожелай…» Сумрачное помещение вдруг наполнилось пурпурным светом, точно сиянием небесной лампы. Молельню озарило неземное сияние. И тут Яша понял, чем поглощен старик, до сих пор читавший ночные молитвы. Он оплакивал разрушение Храма…
Ицхак Башевис-Зингер, Люблинский штукарь
Бима синагоги в Кракове
В ашкеназских синагогах почти все молящиеся сидят лицом к ковчегу. В сефардский синагогах кресла молящихся расположены вокруг бимы в виде буквы «П». В некоторых синагогах есть специальный ряд кресел, расположенных справа и слева от ковчега. Человек, сидящий на этих креслах, находится лицом к остальным молящихся. Эти места предназначены для наиболее уважаемых лиц.
Между бимой и ковчегом во многих ашкеназских синагогах ставят специальный пюпитр (амуд), около которого стоит человек, ведущий общественную молитву. В сефардский синагогах общественную молитву принято вести, стоя на биме.
В зависимости от материальных возможностей общины синагоги нередко украшают картинами, мозаиками, фресками, витражами… Не очень принято украшать синагогу изображением людей. Но вот чего в синагоге нет и быть не может – это икон или статуй, предназначенных для поклонения. Как мы уже говорили, евреи – строгие монотеисты, и поклонение изображением и статуям для них равноценно идолопоклонству, то есть измене Творцу.