next perv

Еврейская молитва. Часть XII. Головной убор



Христиане, заходя в церковь, обнажают голову. Евреи, напротив, молятся с покрытой головой, а многие богобоязненные иудеи носят головной убор все время; некоторые даже спят с покрытой головой:

Запрещается проходить четыре локтя с непокрытой головой. С непокрытой головой запрещается произносить что бы то ни было, связанное со святостью Всевышнего. Даже маленьких мальчиков следует приучать покрывать голову, так как это знак того, что еврей признает над собой постоянную власть Всевышнего.

Кицур Шульхан Арух, 3:6

Вопреки столь строгой формулировке, речь в данном случае идет об обычае. Поэтому во многих уважаемых общинах религиозные евреи ходили простоволосыми, и покрывали голову только во время молитвы. Хотя некоторые  богобоязненные люди скрупулезно придерживались этого правила:

В 1839 г. до обитателей Глебовского подворья дошла весть о привезенных из Славут в Бутырскую тюрьму двух евреях — братьях Пинхасе и Самуиле. На родине они издавали религиозную литературу. В 1838 г. один из наборщиков типографии повесился; началось следствие, и дело было передано в военный суд. Причастность владельцев типографии к смерти наборщика не была доказана, но решение суда оказалось чрезвычайно строгим даже для того времени: славутских издателей прогнали через строй и направили через Москву на поселение в Сибирь. Как полагают исследователи, столь жестокое наказание и личное внимание Николая I к процессу были связаны с укрывательством в типографии детей от военной службы. Шкловские купцы узнали об узниках Бутырок, осужденных на мучения за столь праведное дело. Обитатели Глебовского подворья пересказывали волнующую душу историю, как во время жестокой экзекуции у Пинхаса упала ермолка и стоял он под палочными ударами, не двигаясь с места, пока его голову не покрыли головным убором.

Маргарита Лобовская, Евреи в Москве: исторический очерк

Хотя с точки зрения закона годится любой головной убор, многие евреи носят кипу (ермолку) – маленькую шапочку круглой или прямоугольной формы.

Папа, как всегда, приходит из синагоги последним.

В длинном праздничном пальто, в цилиндре, он кажется шире и выше.

— Будьте здоровы! Будьте здоровы! С праздником!

Папа снимает громоздкую шляпу и остается в ермолке.

— Благословение над вином уже прочитали?

— Как же без вас, реб Шмуль-Ноах?

Белла Шагал, Горящие огни

Помимо кипы, в некоторых религиозных общинах поверх кипы принято носить кепку или шляпу (в каждой общине – строго определенного фасона!).  А хасиды по субботам и праздникам, а так же по особым случаям (семейное торжество, встреча с ребе и т.д.) надевают штраймл – черную ермолку, отороченную мехом.

В советские времена человек, не знающий еврейских порядков, приходя в синагогу, нередко должен был покрывать голову газетой, носовым платком или пакетом. Сегодня во многих синагогах для таких захожан есть специальные ермолки, бумажные или матерчатые.

Незамужние еврейки ходят с непокрытой головой. Вопрос о том, должна ли покрывать голову замужняя женщина, является предметом ожесточенных споров: одни раввины утверждают, что это закон Торы, другие – что речь идет об обычае, зависящем исключительно от социальных норм. Однако даже если замужняя еврейка ходит с непокрытой головой, в синагоге она обычно надевает платок, берет или шляпку.

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.