Еврейская ангелология. Часть XV. Ангелы в Талмуде и мидрашах: классификация ангелов
Ангелы делятся на добрых и губителей. Первые пребывают близь Всевышнего, вторые – вдали от него. Существуют ангел жизни и ангел смерти, причем второй в чем-то даже важнее первого:
“И вот, хорошо” -это ангел жизни; “И вот, хорошо весьма” — это ангел смерти. Но разве ангел смерти хорош весьма?! Притча о царе, который приготовил трапезу, позвал гостей и поставил перед ними блюдо, полное всяких добрых [яств]. Сказал [царь]: всякий, кто ест и благословит царя, пусть ест в свое удовольствие; а всякий, кто ест и не благословит царя, да будет отсечена ему голова мечом. Так всякий, кто собирает заповеди и добрые дела, — [его участь] ангел жизни, а всякий, кто не собирает заповеди и добрые дела, — [его участь] ангел смерти.
Берешит Раба, 9:10
Подобно апокрифической литературе, Талмуд и мидраши считают Габриэля, Михаэля, Рафаэля и Уриэля архангелами, и называют их ангелами служения. Изредка упоминаются ангелы Сандалфон, Загзагаэль и Суриэль. Очень важное место в талмудической ангелологии занял ангел Метатрон, которому, как считалось, «дано право сидеть и записывать заслуги Израиля» (Хагига, 15а). Согласно некоторым преданиям, Метатрон является первосвященником небесного Храма.
Как и в литературе эпохи II Храма, согласно Талмуду и мидрашам, у каждого народа есть свой ангел-хранитель. Этот ангел может быть враждебен Израилю, и, чтобы он не причинил евреям вреда, его приходится «нейтрализовать», как, например, ангела-хранителя Египта во время исхода. Падение народа становится падением его ангела; если народ подвергается божественному наказанию, ангела наказывают тоже: «Имя князя Египта – Египет, ибо Святой, благословен Он, не свергает народ прежде, чем свергнет его князя (Шмот Раба, 21:5; см. также Дварим Раба, 22:1; Мехильта Шимона бар Йохая на Шмот, 15:1).
Согласно Талмуду, ангела-хранителя Персии зовут Дубиэль. Он получил власть над обширными землями и даже право собирать с евреев подати: «И дадены были под начало Дубиэля двадцать одно царство, и порт Машѓиг. Сказал им Дубиэль: дайте мне грамоту, обязывающую сынов Израиля платить мне подати! И дали ему. Сказал еще: дайте мне грамоту, обязывающую мудрецов платить мне подати! И дали ему» (Йома, 77а). В другом трактате (Макот, 12а) упоминается ангел-хранитель Эдома, который «совершит в будущем три ошибки».
Ангелы-хранители есть и у царей: «Сказал рабби Йеѓошуа бен Абин: Князя Навудоносора звали Каль, и Святой, благословен Он, поверг его. А князя фараона звали Египет, и он летел по воздуху и гнался за ними» (Шмот Раба, 21:5). Свой ангел так же есть у моря:
Сказал рав Йеѓуда от имени Рава: в тот час, когда Святой, благословен Он, пожелал сотворить мир, сказал он ангелу моря: открой рот и проглоти все воды мира. Сказал он Ему: Владыка Мира, достаточно, если останусь при своем. Тогда поразил Он его ногой, и убил, как сказано: «Силой своей усмиряет море, и поражает Раѓава разумом Своим» (Иов, 26:12). Сказал рав Ицхак: отсюда учим, что имя ангела моря – Раѓав.
Бава Батра, 74б