Еврейская ангелология. Часть XIII. Ангелы в учении Филона Александрийского
Упомянутых в Писании ангелов Филон Александрийский отождествлял с греческими демонами:
Моисей часто называет ангелами тех, кого другие философы зовут демонами. На самом деле речь идет о душах, парящих в воздухе… Сознавая, что «души», демоны» и «ангелы» суть различные имена, за которыми лежит одна и та же сущность, ты снимешь с себя тяжкий груз суеверий.
О гигантах, 6
Как считал философ, ангелы являются бестелесными и бессмертными существами, парящими в воздухе и восходящими на небеса, лишенными любых земных и плотских желаний. Они являются посредниками между Богом и людьми, поэтому в видении Яакова они поднимаются и спускаются по лестнице, соединяющей землю и небо.
В отличие от философа-стоика Посейдония, считавшего демонов необходимой связью между горним и дольним миром, Филон полагал, что ангелы являются просто инструментом божественного Провидения. При этом Всевышний время от времени отказывается от их услуг, когда решает обратиться к людям напрямую.
Как считал Филон, старшим из ангелов, наиболее приближенным к Творцу, является Логос:
И даже если достойный человек еще не получил прозвание сына Божьего, пусть стремится исполнять приказы первородного сына Его, Логоса, старшего из ангелов Его, как бы архангела, носящего множество имен: «Начало», «Имя Божие», «Логос», и «Человек по образу Его», и «Зрящий», то есть «Израиль». Вот что побудило меня чуть раньше хвалить добродетели тех, кто говорит: «Мы все дети одного человека» (Быт.42:11). Действительно, если мы еще не удостоились зваться детьми Его, то мы суть дети незримого образа Его, священнейшего Логоса. Ибо Логос — это самый почтенный образ Его.
О смешении языков, 28:146-147
Так же существуют ангелы зла, не являющиеся посланцами Бога и недостойные этого имени: «Есть среди них достойные своего именования, некие посланцы от людей к Богу и от Бога к людям, священные и неприкосновенные ради беспорочного и прекрасного этого служения. А есть, наоборот, нечестивые и недостойные этого наименования» (там же).
Вне всяких сомнений, Филон имел в виду падших ангелов. Вместе с тем библейский рассказ о том, что они сошлись с земными женщинами, философ понимал аллегорически:
Это и есть те сквернавцы, которые выступая под именем ангелов, не познали дочерей верного разума, наук и добродетелей, но увиваются за смертными отродьями смертных людей – удовольствиями.
О падших ангелах пишет и Иосиф Флавий, младший современник Филона, также испытавший заметное влияние греческой культуры:
Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее. Нечто подобное позволяли себе и известные по греческим преданиям гиганты.
Иудейские древности, 1:3:1
В начале новой эры веке в Египте возникла еврейская, известная в арабоязычной литературе как секта ал-маджария (al-Maghārrīya). Как свидетельствуют караимский религиозный мыслитель аль-Киркасани (Х век), а также мусульманский историк и философ ал-Шахрастани (1076-1153), все антропоморфные высказывания Торы («рука Бога» и т.д.) относятся не к Всевышнему, но к некому ангелу, который, по мнению сектантов, сотворил мир и общался с пророками. По словами аль-Киркасани, среди прочего, сектанты ссылались на труды некого «александрийца» – со всей очевидностью, Филона Александрийского. Видимо, «ангел» ал-маджария стал «реинкарнацией» Логоса Филона.