Были ли грамотными первые читатели Библии?
Чтобы исследовать письма, написанные более 2600 лет назад солдатами Иудейского царства, которые были обнаружены в отдаленном форпосте в пустыне на юге Израиля, археологи прибегли к помощи бывшего следователя-криминалиста и специалистов по искусственному интеллекту. Используя комбинацию традиционного анализа почерка и передовых алгоритмов машинного обучения, ученые стремились выяснить, сколько человек участвовало в написании древних документов. Исследование является частью более широкого проекта, посвященного текстам периода Первого храма, задача которого – понять, каков был уровень грамотности древних израильтян. Это направление исследования важно также для ученых, пытающихся выяснить, когда были впервые написаны самые ранние книги Библии.
Идея состоит в том, что если мы можем сказать, сколько человек стояло за определенным количеством надписей, мы можем получить приблизительное представление о том, насколько широко были распространены чтение и письмо в то время и в том месте, и были ли люди достаточно грамотны для того, чтобы компилировать столь великий опус, как библейская история.
Исследователи, возглавляемые группой археологов и математиков из Тель-Авивского университета, пришли к выводу, что в написании 18 текстов, которые были обнаружены в 1960-х годах среди руин древней иудейской крепости в Тель-Араде, участвовали, по крайней мере 12 человек. Эти расписанные чернилами черепки, также известные как остраконы, датируются примерно 600 г. до н. э., всего за несколько лет до того, как в 586 г. до н. э. вавилоняне захватили Иудею и разрушили Иерусалим вместе с Первым храмом. Письма в основном содержат просьбы о припасах для солдат и наемников. Многие из них были адресованы некоему Эльяшеву, квартирмейстеру крепости, и его заместителю.
Агностические алгоритмы
Исследователи объединили использование новых усовершенствованных алгоритмов с анализом, произведенным Яной Гербер, бывшим уголовным экспертом полиции Израиля.
«В профессиональном и эмоциональном плане это был захватывающий опыт, – рассказывает Гербер. – Я чувствовала, что время остановилось и 2600-летняя пропасть, отделяющая нас от авторов писем, исчезла».
Гербер пришлось выучить палео-ивритский алфавит, который использовался в период Первого храма, но в остальном она могла применять те же методы, которые использовала для сравнения почерка в ходе 27-летней карьеры в лаборатории по исследованию поддельных документов в отделе судмедэкспертизы полиции и отделе расследования международных преступлений.
«Почерк складывается из шаблонов, а идентификация почерка основана на том принципе, что эти шаблоны уникальны для каждого человека, и нет двух людей, которые пишут абсолютно одинаково, – объясняет она. – Судебно-медицинский анализ почерка отслеживает особенности, относящиеся к конкретным людям, и делает вывод о том, написал ли данные документы один человек или несколько разных людей».
Гербер пришлось выучить палео-ивритский алфавит, который использовался в период Первого храма, но в остальном она могла применять те же методы, которые использовала для сравнения почерка в ходе 27-летней карьеры в лаборатории по исследованию поддельных документов в отделе судмедэкспертизы полиции и отделе расследования международных преступлений.
«Почерк складывается из шаблонов, а идентификация почерка основана на том принципе, что эти шаблоны уникальны для каждого человека, и нет двух людей, которые пишут абсолютно одинаково, – объясняет она. – Судебно-медицинский анализ почерка отслеживает особенности, относящиеся к конкретным людям, и делает вывод о том, написал ли данные документы один человек или несколько разных людей».
Это не означает, что результаты противоречат друг другу, подчеркивает Ари Шаус, математик Тель-Авивского университета, ведущий автор исследования.
Алгоритмы проверяют только несколько параметров, гораздо меньше, чем те, которые анализирует человек-эксперт, и запрограммированы с учетом соблюдения статистической осторожности при оценке почерков, тем более что существует так мало текстов периода Первого храма, на которых их можно «обучить», объясняет Шаус.
Бедные умели читать
То, что за 18 текстами стоит большое число авторов, свидетельствует о высоком уровне грамотности в Иудейском царстве, – говорит археолог из Тель-Авивского университета и один из руководителей группы, профессор Исраэль Финкельштейн.
Нельзя сказать, что в Иудее была всеобщая грамотность, но чтение и письмо, должно быть, распространились также среди нижних слоев общества, поскольку небольшой пограничный пост в Араде, вероятно, не был самым подходящим местом для службы детей элиты, говорит он. Тем не менее, солдаты были в состоянии писать квартирмейстеру Эльяшиву и его помощнику, человеку по имени Нахум, которые могли понять и ответить на полученные послания.
Результаты становятся более четкими по сравнению с выводами другого недавнего исследования той же группы ученых, в которой анализировались надписи, датируемые первой половиной VIII века до н. э. и найденные во дворце в Самарии, столице северного соседа Иудеи, Израильского царства. Алгоритмический анализ 31 из этих остраконов приписал их только двум разным писцам, и, хотя эти две группы представляют собой надписи разных жанров и, следовательно, их трудно сравнивать, исследования подчеркивают прогресс грамотности примерно за 150 лет, которые разделяют тексты из Самарии и Арада, отмечает Финкельштейн.
Для кого была написана Библия?
Высокий уровень грамотности в Иудее также может косвенно помочь ответить на вопрос о самом раннем составе библейских текстов в том виде, в каком мы знаем их сегодня.
Большинство современных библеистов согласны, что священный текст редактировался веками, возможно, путем сопоставления более старых устных и письменных источников. Но идут споры о том, когда начался этот процесс и можно ли проследить самые древние библейские тексты до Вавилонского завоевания или они были записаны только после изгнания.
Выводы на основе находок в Араде подтверждают принятую многими учеными, включая Финкельштейна, теорию, что самые ранние версии некоторых библейских текстов, особенно книг от Второзакония до Царств, действительно были впервые написаны в конце периода Первого храма, вероятно, во время правления Иосии во второй половине VII века до новой эры.
«Кто бы ни писал библейские сочинения, он делал это не для нас, живущих 2600 лет спустя. Их писали для того, чтобы продвигать идеи того времени, – говорит Финкельштейн. – Когда вы видите, что грамотность достигла такого уровня, это свидетельствует о том, что элита могли использовать письменные материалы для распространения теологических и политических идей».
В то время население Иудейского царства составляло не более 120 тысяч человек, поэтому, если в таком отдаленном месте, как Арад, на протяжении короткого времени находилось, как минимум, 12 человек, составивших 18 надписей, это означает, что грамотность не была исключительной прерогативой царских книжников в Иерусалиме, заключает Финкельштейн.
«Библейские тексты не предназначались исключительно для глаз аристократии. Квартирмейстер с заставы Тель-Арад тоже мог прочитать и оценить их».
Ариэль Давид
Источник: сайт Детали.