next perv

Женщина, которую, возможно, вызывали к Торе



Согласно Талмуду (Мегила, 23а), теоретически женщин можно вызывать к Торе. Однако мудрецы немедленно оговорили, что на практике так не поступают, поскольку это «бесчестье для общества». Поэтому вплоть до самого недавнего времени, женщин к Торе не вызывали, в том числе и в праздник Симхат-Тора, когда, по традиции, во многих общинах этой чести удостаиваются не только все присутствующие-мужчины, но даже маленькие дети.

В этой связи история, рассказанная недавно сотрудником Национальной библиотеки Израиля др. Йоэлем Финкельманом, представляет несомненный интерес.

Некоторое время назад с Финкельманом встретился некий израильский торговец и коллекционер старинных еврейских книг, показавший один из экспонатов своей коллекции – рукописный махзор (сборник праздничных молитв) конца XV – XVI века (вместе с подробнейшим описанием рукописи, сделанным известным исследователем Шломо Цукером).

Среди прочего, в махзоре приведены благословения для тех, кого вызывают к Торе в праздник Симхат-Тора, в том числе для тех, кто удостоился главных почестей – быть вызванным к чтению самого последнего отрывка Пятикнижия (такого человека называют Хатан Тора, «жених Торы») и первой главы книги Берешит (соответственно, Хатан Берешит – «жених Берешит»); обычно этой чести удостаиваются самые уважаемые члены общины, или же – те, кто заплатил за это наибольшую сумму.

Соломонт Гарт, Симхат-Тора в Ливорно

В стандартных молитвенниках вместо имени вызванного пишут «такой-то, сын такого-то». Однако в данном случае переписчик отступил от этого правила, и прямо вписал имя того, кто, по всей видимости, заказал этот махзор: Яаков сын Йекутиэля Га-Коэн.

Однако гораздо больший интерес представляет благословение для «жениха Берешит». Поскольку и в данном случае переписчик вписал имя – Лейфхейт бат Ашер, т.е. дочь Ашера!

Как такое могло случиться? Др. Йоэль Финкельман полагает, что дело обстояло следующим образом. Яаков Йекутиэлевич и Лейфхейт Ашеровна были мужем и женой. По-видимому, семья была достаточно богатой, чтобы позволить себе заказать красивый рукописный молитвенник – работа, стоившая в то время немалых денег. При этом Яаков потребовал, чтобы его имя было вписано в первое благословение – возможно, поскольку он, будучи богачом, регулярно удостаивался этой почести. Также супруги решили, что во второе благословение будет вписано имя Лейфхейт, что и было сделано, правда, чуть более мелким шрифтом.

Кому из супругов пришла в голову эта идея? А, главное, означает ли это, что Лейфхейт действительно вызывали к Торе?

В наши дни есть немало синагог – преимущественно реформистских и консервативных, и даже несколько ортодоксальных — где женщин регулярно вызывают к Торе. Однако если говорить об Италии XV–XVI вв., то никаких свидетельств существования подобной практики нет. Так что, скорее всего, речь идет о сугубо символической почести.

Хотя – кто знает?

P.S. Как пишет др. Финкельман, для сотрудников Национальной библиотеки упомянутый манускрипт стал не первым знакомством с Лейфхейт Ашеровной.

Дело в том, что в 1475 году один из первых еврейских печатников, рабби Мешулам Кузи, издал в пригороде Павии Пьове-ди-Сакко сборник слихот – покаянных молитв, которые читают накануне Осенних праздников. Этот сборник стал первым в истории печатным еврейским молитвенником.

Один экземпляр этой уникальной книги хранится в фондах Национальной библиотеки. На первой странице каллиграфическим почерком написано имя одной из прежних владелиц: Эстер дочь рабби Ашера. А на последней – уже знакомое нам имя Лейфхейт бат Ашер!

По-видимому, женщины были родными сестрами. И, соответственно, владели книгой по очереди.

Михаил Курляндский


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение


 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.