Завещание Иова
История праведника Иова с его всеобъемлющей верой в Бога, несмотря на ниспосланные испытания, являются одним из самых известных сюжетов Ветхого Завета. Повествованию о жизни Иова, кроме библейской книги, посвящен также и интересный псевдоэпиграф, получивший название “Завещание Иова”. Большинство исследователей временем создания этого произведения считают середину I века н.э. и склоняются к версии, что оно было создано в еврейской среде Палестины или же в еврейской диаспоре Египта. Кто был автором данного текста – неизвестно, но он, надо полагать, принадлежал одной из сект, столь многочисленных в иудаизме времен Второго Храма. Часть ученых относят этот документ к литературе ессеев или к творчеству одной из сект Мертвого моря, другие считают, что данный псевдоэпиграф часть литературы фарисеев. Высказывалось также мнение (М. Филоненко), что Завещание было создано в среде еврейской секты терапевтов в Египте.
Известный специалист по ранним каббалистическим сочинениям Э. Урбах находит в этом произведении элементы, связанные с мистическим учением о “маасе Меркава“. До наших дней эта книга дошла лишь в более поздних греческих, коптских и латинских редакциях: греческий и коптский тексты относят к V веку н.э., а латинский текст к XIII веку. Долгое время библейская критика рассматривала это произведение как сугубо христианский неканонический литературный памятник. Обнаружение этого текста в библиотеке кумранской общины и последовавшие вслед за этим исследования, доказавшие связь Завещания с рядом мидрашей, подтвердили гипотезу о еврейском характере Завещания. О влиянии на этот текст литературы мидрашей говорят такие детали, как сообщение о том, что второй женой Иова была дочь праотца Иакова, Дина, или описанные обычаи гостеприимства.
Завещание Иова состоит из 53 глав, которые повествуют об истории самого Иова и его семьи в ключе, несколько отличном от канонической Книги Иова – как в содержательном, так и в теологическом плане. Условно книгу можно разделить на пролог, основную часть и эпилог; присутствуют в тексте и несколько поэтических фрагментов.
Пролог рассказывает о том, как патриарх, предчувствуя скорую кончину, собирает у своего ложа потомков, с тем, чтобы поведать им историю своей непростой жизни. Он обращается к ним с такими словами:
“Составьте круг около меня, дети, и послушайте, и я расскажу вам, что Господь сделал для меня, и всё, что происходило со мною. Ибо я – Иов, ваш отец”.
В последующих главах говорится о явлении Иову ангела Господня, по приказу которого праведник разрушает храм Сатаны, тем самым навлекая на себя страшный гнев последнего. Но Иов выражает готовность противостоять Сатане:
“И я ответил: «Делай, что ты желаешь делать и исполни всё, что ты замыслил. Ибо я готов претерпеть всё, что бы ты ни навел на меня». И когда Дьявол услышал это, он оставил меня, и, взойдя на [самое высокое] поднебесье, он взял от Господа клятву, что он сможет иметь власть над всем моим имением. И после получения власти он пошел и тотчас взял всё мое богатство”.
Основная часть Завещания начинается с описания великого богатства Иова, а также повествует об его милосердии и праведности. Иов рассказывает о тех временах:
“И я имел сто и тридцать тысяч овец, и из них я отделял семь тысяч на одежду сиротам и вдовам, и нуждающимся и больным. Я имел загон из восьмисот псов, которые стерегли моих овец, и помимо них – двести, чтобы охраняли мой дом. И я имел девять мельниц, работающих для всего города, и корабли, чтобы перевозить товары, и я доставлял их во всякий город и в селения немощному и больному и тем, которые были несчастны. И я имел триста и сорок тысяч вьючных ослов, и из них я отбирал пятьсот, и потомство их я определял на продажу, а доходы отдавал нищим и нуждающимся. Ибо со всех стран нищие приходили, чтобы встретиться со мною”.
Получив согласие Бога на свои действия, Сатана забирает все богатство праведника, дети Иова гибнут, его тело покрывается проказой, а сам Иов живет в течение 20 лет в навозной куче. Несмотря на неимоверные страдания и потери, превозмогая все невзгоды, Иов продолжает быть преданным Богу. Наконец, Сатана признает свое поражение, восклицая:
“Ты поражен проказой, но я в великой печали. Ибо я подобен соревнующемуся с борцом борцу, который в бою одной рукою низверг своего соперника и скрыл его в прахе и сокрушил каждый член его, тогда как тот, который лежит внизу, являя свою храбрость, издает звуки торжества, свидетельствующие о его великом превосходстве. Так и ты, о Иов, унижен и поражен проказой и мукою, и все же ты вынес победу в соревновании со мною, и вот, я уступаю тебе”.
Далее текст повествует о встрече Иова со своими давними друзьями, с которыми он ведет теологические споры в течение 27 дней, убеждая их в своей правоте и праведности суда Всевышнего.
Эпилог повествует о восстановлении богатства и благополучия Иова, его новой семье, очередных актах милосердия, а заканчивается Завещание историей о кончине праведника и перенесении ангелами его души прямо в Рай. Этот процесс описывается следующими словами:
“И Иов возлег от болезни на его ложе, однако без боли и страдания, потому что его боль не одолела силу разума его по причине чудесного действия пояса, который он обернул вокруг себя. Но по прошествии трех дней Иов увидел, что святые ангелы пришли за его душой…“
Несмотря на видимую идентичность этого текста канонической Книге Иова, исследователи находят в ней принципиально иной теологический аспект. Образ Иова в Завещании значительно отличается от того Иова, которого рисует нам Библия, разнятся и отношения между Богом и Сатаной, столь принципиально важные в истории с Иовом. В Книге Иова описывается некий спор между Всевышним и Сатаной о том, сможет ли праведный Иов вынести все горести и испытания, оставаясь преданным Творцу. Завещание Иова рисует принципиально иную картину: по наущению ангелов Иов сам разрушает храм поклонения Сатане, презрев последствия этого шага. Он был предупрежден Богом о грядущем наказании, но все равно решается выйти на бой с Сатаной. В этом произведении Бог дает Иову свободу выбора, то есть Иов борется с Сатаной по собственной воле, избрав путь служения Богу и ожидая награду лишь в виде посмертного воздаяния.
В Завещании образ Сатаны становится намного более значительным, чем в Книге Иова: например, ему поклоняются в храме, считая его божеством. Иов рассказывает потомкам о культе Сатаны:
“Возле моего дома был идол одного поклоняющегося [ему] народа; и я постоянно видел жертвоприношения ему как богу”.
Основные изменения произошли в Завещании в отношении образа самого Иова, который в отличие от канонической книги, не склонен к колебаниям и сомнениям, он являет собой тип абсолютного праведника, которому недопустима даже мысль о неправедности Божественной воли. С такими словами он обращается к друзьям, сетующим на несправедливость Божественного суда в отношении Иова:
“Кто мы, что мы будем вникать в дела вышнего мира, тогда как мы – только из плоти; нет – земля и прах”!
В отличие от канонического текста, в Завещании особый акцент уделяется посмертным почестям, которым Иов удостаивается после своей кончины. Вот как описывает псевдоэпиграф смерть праведника:
“И после этого Он пришел – Тот, Который восседает на большой колеснице, и облобызал Иова, в то время как его три дочери смотрели, но другие не видели этого. И Он взял душу Иова, и Он вознесся ввысь, взяв её рукою и перенеся её на колесницу, и Он пошел на Восток. Его тело, однако, было принесено к могиле, в то время как три дочери шествовали впереди, надев свои пояса и воспевая гимны в похвалу Богу”.
Ученые задаются вопросом о причинах трансформации библейского образа Иова в псевдоэпиграфе. По мнению известного исследователя Ветхого Завета М. Рижского, к моменту создания этого произведения в иудаизме был востребован иной, отличающийся от канонического образ Иова: “…образ, очищенный от всех колебаний и сомнений в благости создателя, от религиозного скепсиса и бунтарства против божественного промысла, полный непоколебимой веры в божественное правосудие и в обещанную богом великую награду за страдания на земле – вечную славу “в поколениях” и вечное блаженство и высокое положение в “горнем мире” после смерти”.
“Завещание Иова” является произведением значимым для всех, кто интересуется теологическими и философскими аспектами Ветхого Завета и апокрифической литературы. А принадлежность к книгам, созданным в еврейской среде времен Второго Храма, делает Завещание неотъемлемой частью культурного наследия иудаизма.