Тель-Цафит
Израильские краеведы и экскурсоводы Авива и Шмуэль Бар-Ам продолжают свои виртуальные экскурсии по Израилю. На этот раз они приглашают читателей в национальный парк Тель-Цафит, расположенный между Ашкелоном и Беер-Шевой, на том самом месте, где, как полагают исследователи, находился древний филистимский город Гат, родина богатыря-исполина Голиафа.
Считается, что филистимляне прибыли в Ханаан из-за моря в XIII веке до н.э. Своими пищевыми пристрастиями пришельцы отличались от местных жителей. В частности, они привезли с собой свиней, поскольку очень любили свинину. Пищу филистимляне готовили с травами, которые коренные жители Ханаана в то время полагали несъедобными.
Библия перечисляет пять главных городов филистимлян: Ашкелон, Газа и Ашдод на побережье, Экрон и Гат в глубине страны. Из этих пяти город Гат тесно связан с судьбой царя-псалмопевца Давида. Сначала, будучи молодым пастухом, Давид убил в долине Эла Голиафа, богатыря из Гата. А затем, став зятем и полководцем Шауля, и поссорившись с тестем, Давид укрылся от царского гнева в Гате, где нашел убежище у местного царя Ахиша:
И сказал Давид в сердце своем: возможно, что погибну я когда-нибудь от руки Шаула; нет для меня ничего лучшего, как спастись бегством в землю филистимскую; и потеряет Шаул надежду найти меня во всех пределах израильских, и спасусь я от руки его. И встал Давид, и перешел сам и шестьсот человек, бывших с ним, к Ахишу, сыну Маоха, царю Гата. И жил Давид при Ахише в Гате, сам и люди его, каждый с семейством своим.
Шмуэль I, 27:1-3
Став царем Израиля, Давид захватил Гат, превратив его в вассальное княжество. Сын Давида Шломо включил город в состав своего царства. Рехавам, преемник Шломо и первый царь Иудеи, значительно укрепил Гат:
И жил Рехавам в Иерусалиме; он обратил города в Иудее в крепости. И обстроил Бейт-Лехем, и Эйтам, и Текоа, и Бейт-Цур, и Сохо, и Адуллам, и Гат, и Марешу, и Зиф, и Адорайим, и Лахиш, и Азеку, и Цору, и Аялон, и Хеврон, города укрепленные в Иудее и в земле Биньямина. И упрочил он эти крепости, и дал им начальников, и запасы продовольствия, и елея, и вина. И в каждом городе (были) щиты и копья; и укрепил их весьма основательно
Диврей га-Ямим II, 11:5-11
В VIII веке до н.э. город захватил Хазаэль, царь Дамаска (Млахим II, 12:17). Осадив Гат, сирийцы выкопали вокруг него ров, окруживший город с трех сторон (с севера Гат был отрезан рекой). Вдоль рва осаждающие воздвигли башни. В результате город был полностью отрезан от внешнего мира.
В свои лучшие дни Гат был крупнейшим городом Ханаана. Сегодня же это один из крупнейших археологических сайтов Израиля. Раскопки в Тель-Цафите идут уже более 25 лет.
Тель-Цафит
Хотя подъем и спуск с Тель-Цафита могут показаться трудными, игра стоит свеч. С вершины холма открывается потрясающий вид на Израиль от Рамаллы на севере до Газы на юге, Тель-Авива до Средиземного моря на западе и Центрального нагорья на востоке и Хеврона на юго-востоке. Это позволяет понять, какое огромное стратегическое значение имел город, контролировавший значительную территорию и важнейшие дороги и перекрестки.
Важно отметить, что древний Гат стоял на плодородной земле, и не знал недостатка в воде благодаря реке Эла. Город был важным торговым центром, где производили вино и оливковое масло, а так же ткани.
В 604 году до н.э. Гат захватили вавилоняне. Позже на этом холме жили римляне и византийцы – на знаменитой карте из Мадабы на этом месте находится поселок Сафита (Saphitha). Однако былую славу он ненадолго обрел только в 1099 году, когда крестоносцы, завоевавшие святую землю, воздвигли на его вершине замок, который назвали Blanche Garde – Белая Цитадель. В 1191 году замок был разрушен Саладином, однако вскоре отстроен Ричардом Львиное Сердце. Крестоносцы удерживали крепость до 1265 года, после чего она была окончательно занята мусульманами и разрушена. Рядом с руинами замка появилась арабская деревня Тель эс-Сафи – Чистый холм.
Поскольку древнее название было забыто, израильские археологи не сразу нашли место, где находился библейский Гат. Одно время полагали, что он находился рядом с холмом Тель-Ирани, возле которого был построен современный город Кирьят-Гат, названный в честь родины Голиафа. Однако сегодня ученые не сомневаются, что речь идет именно о Тель-Цафите.
В заключение – немного ботаники. В национальном парке можно увидеть вечнозеленое колючее дерево Ziziphus spina-christi – Зизифус христовы тернии. В арабском фольклоре это дерево обладает волшебной силой и служит жилищем духов. Что же до связанных с ним христианских преданий, то о них красноречиво свидетельствует название: по одной из версий, именно из ветвей зисифуса сплели терновый венец, которым увенчали Иисуса из Назарета.
Александр Элькин