Соблюдение ритуальной чистоты в римской Иудее: свидетельства археологии
Одной из важнейших характеристик еврейской религиозной жизни конца эпохи Второго Храма (I век до н.э. – 70 год н.э.) был повышенный интерес к законам ритуальной чистоты, приведенным в Торе. Собранные преимущественно в той части Писания, которую последователи «документальной гипотезы» называют Жреческим кодексом (Ваикра 11-15; Числа 19), эти законы перечисляют всевозможные источники ритуальной нечистоты: генитальные истечения у мужчин и женщин, различные кожные заболевания, трупы людей и некоторых животных и т.д. В литературе, созданной в этот период – в библейских апокрифах и псевдоэпиграфах, свитках Мертвого моря, Новом Завете, сочинениях Филона и Флавия – мы находим многочисленные упоминания как о самих этих законах, так и об их соблюдении различными еврейскими группами.
Интерес к теме ритуальной чистоты также заметен и в созданной в римский и византийский период еврейской литературе. Различные, нередко взаимоисключающие интерпретации деталей ритуального законодательства играли важную роль в многочисленных расколах, характерных для этой эпохи, когда фарисеи, саддукеи, ессеи, кумранские секты, зарождающееся христианство, раввины и простолюдины ожесточенно спорили о том, как именно соблюдать законы Торы на практике.
До относительно недавнего времени литературные источники оставались единственным “окном”, позволяющим взглянуть на древние еврейские религиозные практики, связанные с ритуальной чистотой. Однако сегодня, помимо текстов, множество археологических находок позволяет судить, насколько заметную роль играло соблюдение ритуальной чистоты в повседневной жизни еврейской Иудеи в римскую эпоху. Наиболее важными из этих находок являются миквы – ступенчатые бассейны, служившие для ритуального очищения людей, предметов и одежды.
Миква в Кумране
Древнейшая обнаруженная археологами миква датируется хасмонейским периодом (начало I века до н.э.). Миквы, безусловно относящиеся к концу эпохи II Храма, были найдены в Иерусалиме, Йерихоне и Кумране. Всего на сегодняшний день обнаружено более 700 микв, относящихся к раннему римскому периоду (63 до н.э. – 135 н.э.). Большинство из них было построено с начала I века н.э. – до восстания Бар-Кохбы (132-135).
Относящиеся к этому периоду миквы археологи находят по всему Израилю, от Галилеи и Голанских высот на севере до Беер-Шевы на юге, а также на территории современной Иордании. Совсем не удивительно, что больше всего микв (около 170), датируемых раннеримским периодом, было найдено в Иерусалиме, где они служили для очищения многочисленных паломников, направлявшихся в Храм. Еще около 100 микв было найдено в различных селениях Иудеи. Нередко в одном месте, порой небольшом селении, археологи находят сразу несколько микв – факт, наглядно свидетельствующий, какую важную роль играли ритуальные омовения в тогдашней повседневной еврейской жизни.
Повсеместное массовое строительство и использования микв не закончилось и после того, как в 70 году н.э. Иерусалим был разрушен римлянами – так продолжалось до начала восстания Бар-Кохбы. Миквы, построенные после подавления мятежа, были найдены в самых разных местах, однако их уже гораздо меньше, чем в раннеримский период.
Миква в Магдале
Большинство микв археологи находят в жилых районах: в подвалах, на первых этажах домов или во дворах. Миквы в частных жилищах строили представители всех социоэкономических классов: их находят и в простых сельских жилищах, и в роскошных иерусалимских особняках, и в царских резиденциях правителей-Хасмонеев и Ирода Великого. Кроме того, многочисленные миквы было найдены у входа на Храмовую гору. Судя по всему, это были общественные миквы, обслуживавшие многочисленных паломников, приходивших в Храм в течение года, и служившие для обязательного ритуального очищения перед входом на священную территорию Храма.
Миква в Иерусалиме
Довольно много микв было найдено по соседству с масло- и винодавильнями. Видимо, крестьяне использовали их для обеспечения ритуальной чистоты производимой продукции. Несколько микв было найдено рядом с местами погребения – в них окунались участники похорон, осквернившиеся от прикосновения к мертвому телу.
Еще одним важным археологическим свидетельством соблюдения законов ритуальной чистоты является широкое использование сосудов из известняка; этот камень считался невосприимчивым к ритуальной нечистоте. Согласно Торе, сосуды оскверняются вследствие соприкосновения с различными источниками ритуальной нечистоты. К примеру, «деревянный сосуд, или одежду, или кожу, или мешок» (Ваикра, 11:32) можно было очистить водой, а глиняные сосуды вообще не подлежали очищению, и их следовало разбивать (там же, 33). Водой можно было также очистить вещи, сделанные из «золота, серебра, меди, железа, олова и свинца» (Бемидбар, 31:22-23).
Ни один библейский источник не говорит о нечистоте вещей, сделанных из камня (например, жерновов, которые обычно делали из базальта). Поэтому мудрецы постановили, что каменные сосуды не восприимчивы к ритуальной нечистоте, и, следовательно, не нуждаются в очищении. Видимо, именно поэтому о каменных сосудах, упомянутых в связи со свадьбой в Кане Галилейской, сказано: «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского» (Иоан, 2:6).
Каменная кружка (Музей Израиля)
В раннеримский период евреи Иудеи широко использовали самые разные каменные сосуды для хранения продуктов и жидкостей. В их числе кувшины, кружки, блюда, чаши, кубки, подносы, миски и чернильницы. Реже встречаются кратеры, стоящие на одной ножке, 65-80 см. в высоту и 50-50 см. в диаметре. Скорее всего, их использовали для напитков.
Самые ранние известняковые сосуды датируются второй половиной I века до н.э. Они пользуются широкой популярностью вплоть до восстания Бар-Кохбы, после чего практически полностью исчезают. Известняковые сосуды были найдены в 250 местах на территории Израиля и Иордании. Это был абсолютно еврейский феномен – при раскопках нееврейских населенных пунктов никаких каменных сосудов не находят.
Помимо сосудов, археологи обнаружили несколько каменоломен, где добывали известняк, а также мастерские по производству каменных сосудов. Это свидетельствует о том, что законы ритуальной чистоты влияли не только на религиозную и повседневную жизнь еврейской Иудеи, но и на ее экономику.
Йонатан Адлер, Ариэльский унивеситет