next perv

Профессор и раввин-конспиролог



Гершом Шолем, выдающийся исследователь еврейской мистики, любил писать на страницах принадлежавших ему книг, где он оставлял самые разные комментарии: библиографические ссылки, заметки и т.д. Иногда он позволял себе пройтись по автору, указывая на слабые места его изысканий. (Такие надписи обычно находят на первой странице). Так, об одной книге Шолем написал: «Пустая трата ценной бумаги»; о другой – «горе учителю, чьим учеником он [автор] себя называет».

В одной из книг Шолема обнаружилась надпись, напоминающая о забавном эпизоде научной жизни ученого – о том, как его изыскания послужили основой грандиозной конспирологической теории, созданной неким американским раввином. Недавно об этой истории напомнил др. рабби Цви Лешем, занимающийся изучением еврейской мистики и научного наследия Гершома Шолема.

Речь идет о книге  рабби Марвина Антельмана To Eliminate the Opiate: The Frightening Inside Story of Communist and Conspiratorial Group Efforts to Destroy Jews, Judaism and Israel («Долой опиум: чудовищная история о попытках коммунистов и конспиративных групп уничтожить евреев, иудаизм и Израиль») рабби Марвина Антельмана, опубликованную в Нью-Йорке и Тель-Авиве в 1974 году. На страницах этого тома Шолем оставил надпись: Nonsense based on me!!! – «чушь, основанная на мне!!!».

И действительно, Шолему было чем возмутиться. В своем опусе Антельман, изложил детально разработанную конспиративную теорию, включавшую еврейское просвещение, реформистский иудаизм и коммунизм. Происхождение всех этих течений раввин связывал с мессианским движением Шабтая Цви и его польского преемника Якова Франка, а так же иллюминатами и якобинцами.

Именно в этой связи Антельман сослался на  Шолема, ведущего исследователя саббатианства, посвятивший этому течению множество книг и статей. Шолем так же предполагал, что саббатианство, возможно, оказало влияние на развитие еврейского просвещения и реформизма. Однако Антельман пошел гораздо дальше,  предложив читателям полномасштабную конспиративную теорию с участие Моше Мендельсона, Карла Маркса, Авраама Гейгера,  Захарии Френкеля, масонов, иллюминатов, якобинцев и даже императора Австрии Иосифа II!

Чтобы понять «масштаб бедствия», достаточно привести один факт: согласно Антельману,  Алоиз Шикльгрубер был отчимом, а не отцом Адольфа Гитлера. Биологические же родители  будущего фюрера якобы были саббатинами/франкистами, которые, якобы, зачали Адольфа 9 ава 1888 года. Как известно, иудеи в этот день постятся в память о разрушении Храма. Однако поскольку, согласно Талмуду, 9 ава так же родится Машиах, саббатианцы и франкисты якобы устраивают в этот день пиры и оргии, в одной из которых и приняли участия «настоящие» родители Гитлера.

Стоит отметить, что после публикации этой книги у Антельмана возникли серьезные проблемы с религиозным истеблишментом в Бостоне. Он даже получил вызов в местный раввинский суд, где должен был защищаться и оправдываться. Впрочем, бостонских раввинов возмутило вовсе не утверждение о саббатианских корнях коммунизма и реформизма. Их гнев вызвало утверждение, что рабби Йонанан Эйбешютц, выдающийся раввин XVIII столетия, действительно был тайным саббатианцем, как это утверждали его оппоненту во главе с рабби Яаковом Эмденом. Стоит отметить, что с этим «обвинением» был согласен и Шолем, писавший в своей классической монографии «Основные течения еврейской мистики»:

Саббатианские каббалисты, главным образом в течение пятидесяти или шестидесяти лет после отступничества Шабтая Цви, немало размышляли об этом. Авраам Кардозо, Шмуэль Пинто, Авраам Ровиго и его ученик Мордехай Ашкенази, Нехемия Хаюн, Яаков Копл Лифшиц и, наконец, Йонатан Эйбешюц являются выдающимися представителями саббатианской каббалы, носящей более или менее выраженный еретический характер.

Защищая свою точку зрения, Антельман написал пространный меморандум, в котором ссылался на мнение упомянутого рабби Эмдена и других религиозных авторитетов, участвовавших в этой полемике. Позже он так же обратился в другой раввинский суд, в Лос-Анжелесе, который снял с него все обвинения.

Среди прочего, Антельман послал в раввинский суд свою переписку с Шолемом, который сохранил эту переписку.

Между тем, в 1976 году Антельман выпустил новую книгу, на сей раз на иврите, посвященную уже непосредственно рабби Эйбешюцу. Своей монографии он дал красноречивое, говорящее за себя название Бехор Сатан – «Первенец Сатаны»! В эту книгу вошло письмо раввинского суда Лос-Анжелеса, снимавшее с Антельмана обвинение в ереси, выдвинутое против него в Бостоне. Среди прочего, в этом письме утверждалось, что «рабби Антельман основывает свои обвинения на трудах профессора Гершома Шолема, знатока истории каббалы». (Весьма примечательное утверждение, учитывая, что Шолем, как известно, был очень далек от иудейской ортодоксии). Не ограничившись этим, калифорнийские раввины так же поддержали конспиративную теорию Антельмана, похвалив автора за то, что тот «просветил еврейских читателей об опасностях реформизма, консервативного иудаизма и еврейского коммунизма».

В заключении отметим, что, будучи, судя по всему,  человеком многогранным, рабби Антельман, не ограничиваясь «научными» изысканиями, создал организацию «Верховный раввинский суд Америки», где занял пост главного судьи. В 1976 году этот самозваный суд попал  в заголовки газет после того, как формально отлучил от иудаизма… Генри Киссинджера, которого Антельман со товарищи объявили предателем Израиля.

Как отреагировал на это Киссинджер, неизвестно. Судя по всему, не обратил никакого внимания.

Евгений Наумов

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.