От Моше до Элиягу: израильская скульптура и Библия
Виртуальному туризму никакая пандемия не помеха! Поэтому известные израильские гиды Авива и Шмуэль Бар-Ам предлагают совершить очередную экскурсию, не отходя от домашних компьютеров. На этот раз она посвящена израильским скульптурам, связанным с библейской историей.
Гора Кармель. Элиягу
Одна из самых известных «библейских» скульптур Израиля стоит на горе Кармель, напротив церкви, принадлежащей ордену босоногих кармелитов. Эта церковь стоит на том самом месте, где, согласно традиции, произошло знаменитое состязание между пророком Элиягу и жрецами Баала, закончившееся поражением и гибелью язычников. Поэтому совершенно логично, что около церкви стоит памятник Элиягу, держащему в руке обнаженный меч, вознесенный к небесам. Над церковью находится смотровая площадка, откуда открывается изумительный вид на Изреельскую долину, гору Табор, верхнюю Галилею и гору Хермон.
В этих местах нередко находят камни странной формы, которые на иврите называют арбузы Элиягу. По преданию, как-то раз пророк Элиягу увидел бахчу зрелых арбузов, и попросил крестьянина угостить его одним. Тот, однако, оказался жадным, и заявил пророку, что тот ошибся: дескать, это не арбузы, а камни. «Да будет так!», – воскликнул Элиягу, и все арбузы превратились в большие круглые булыжники.
Тель-Авив. Цари Аса и Йегошафат
Согласно Писанию, среди царей Иудеи и Израиля было немало язычников и грешников. Однако встречались среди них и праведники, например, цари Иудеи Аса и его сын Йегошафат.
Тель-Авивский Парк Независимости был торжественно открыт в 1952 году, однако затем пришел в полный упадок. Только в 2009 году, к столетию города, его, наконец, привели в порядок, а в самой высокой точке установили две каменные фигуры: библейских царей Асы и Йегошафата. Каменные монархи смотрят на Средиземное море, один сидя, а другой стоя.
Скульптор Боаз Ваадия, создавший эти скульптуры, скончался в 2017 году. Родившийся в 1951 году в маленьком сельскохозяйственном поселении Гат Римон, большую часть своей жизни художник прожил в Америке. Он работал с самыми разными камнями, от строительных блоков до скальной породы. Действуя молотком и зубилом, он создал множество статуй, которым нередко давал имена библейских героев.
Боаз Ваадия в своей мастерской
Яффо. Врата веры
Возведенные в 1977 году в Парке Абраши в старом Яффо, Врата веры стали популярной туристической достопримечательностью. Четырехметровые ворота воздвиг плодовитый израильский скульптор Даниэль Кафри. Они стали его первой работой после войны Судного дня и последовавшего за ней религиозного обращения Кафри. Созданная из галилейского камня, композиция состоит из трех частей: «Падение Иерихона», «Лестница Яакова» и «Жертвоприношение Ицхака». Возможно, скульптор решил сделать ее в форме ворот, поскольку древний порт Яффо на протяжении многих веков служил морскими воротами Земли Израиля.
Интересно отметить, что в ходе раскопок южнее скульптуры Кафри археологи обнаружили фрагмент ворот XIII века до н.э., внешне, судя по всему, весьма напоминавших Врата веры. Они вели во дворец или крепость, где археологи обнаружили иероглифическую надпись, содержащую имя и титул фараона Рамсеса II.
Ашдод. Пророк Йона
В Ашдоде, на вершине самого высокого из прибрежных холмов, археологи нашли руины крепости IX-VIII вв. до н.э. Поскольку рядом находится древняя могила с надписью «Здесь погребен пророк Юнис», неудивительно, что место стали называть Холмом Йоны. И действительно, когда кит «изверг Йону на сушу» (Йона, 2:10), это вполне могло произойти в Ашдоде.
В 2015 году вершину Холма Йоны украсила 17-тонная скульптура работы скульптора и философа Эдварда Дулькарта, который посвятил эту работу скончавшемуся еврейскому кардиологу с Украины Аркадию (Аарону) Шмисту.
Иерусалим. Древо жизни
Хотя гора Скопус стала частью Израиля с момента создания еврейского государства, до 1967 года у нее был особый статус демилитаризованной зоны. Сверхсовременная для своего времени больница Адасса, построенная в 1939 году, бездействовала на протяжение 19 лет, поскольку дорога к ней пролегала через арабскую территорию.
Шестидневная война объединила Иерусалим под израильским суверенитетом; больница Адасса возобновила работу в 1975 году. А рядом с ней посреди газона установили монументальную скульптуру работы Жака (Хаима-Яакова) Лифшица, получившую название Древо Жизни. Шестиметровая бронзовая композиция изображает четырех библейских героев: Ноаха, Авраама, Ицхака и Моше. Авраам заносит над Ицхаком нож, чтобы принести сына в жертву; Моше, как положено, держит в руках скрижали завета.
Тель-Хай. Моше
20 января 1920 года арабы убили двух еврейских земледельцев в поселении Тель-Хай, на севере Галилее. Еще шестеро евреев погибли в ходе боя 1 марта. Уцелевшие защитники Тель-Хая покинули поселение, забрав с собой раненых, в числе которых оказался легендарный Иосиф Трумпельдор.
В начале 90-х годов прошлого века Еврейский национальный фонд проложил здесь туристическую тропу, получившую название Дорога раненынех. Тропу обрамляют скульптуры, рассказывающие историю Тель-Хая. Среди них – монументальная бронзовая статую Моше работы Амброзия Кона, представляющая собой увеличенную копию гипсовой модели Бориса Шаца.
Борис Шац, считающийся основоположником израильского искусства, создал в 1908 году иерусалимскую художественную школу Бецалель. В 1918 году он сделал статуэтку Моше, раскрашенную под бронзу. Шац мечтал превратить модель в настоящую скульптуру, однако эта мечта осуществилась только в 1994 году, когда специалист по истории искусств Гидон Офрат стал ответственным за скульптурное оформление Тель-Хая. Офрат одолжил модель Шаца, и попросил Кона сделать увеличенную бронзовую копию. Моше изображен со скрижалями в одной руке и жезлом в другой.
В заключении, пишут супруги Бар-Ам, нельзя не упомянуть еще одну «скульптуру», созданную «рукой Всевышнего» (или матерью-природой). на горе Содом, недалеко от туристического комплекса Мёртвого моря, можно увидеть соляной столп, напоминающий издали женщину, завернутую в покрывало. Согласно традиции, это никто иная, как жена Лота, ослушавшаяся повеления ангела: «Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнут. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Берешит, 19:17, 26).
Михаил Курляндский