Около Модиина найден средневековый город
Археологи, проводящие раскопки в центре Израиля, обнаружили руины преуспевающего сельского поселения раннеисламского периода. В ходе раскопок были найдены остатки комфортных домов, украшенных мозаиками, оштукатуренные цистерны для сбора воды, маслодавильни и стеклодувные мастерские.
Руины были найдены в 2018 году в ходе раскопок на холме Неби-Зехария, недалеко от города Модиин. К сожалению, увидеть эти находки публике не суждено: раскопки проводятся на участке, уже переданном строительным подрядчикам для застройки. В настоящее время ученые заняты описанием и картографированием сайта и сбором и вывозом находок.
По словам археологов, находка стала для них полной неожиданностью. Они ожидали обнаружить эллинистическое, римское или византийское поселение, но никак не город IX-XI века.
Модиин – современный израильский город, построенный между Иерусалимом и Тель-Авивом. Не следует путать его с древним Модиином, родиной Хасмонеев, точное местоположение которого со временем было забыто.
Неби-Зехария, холм к северо-востоку от современного города, буквально окружен археологическими сокровищами, поскольку в этих местах пролегала древняя дорога Иерусалим-Яффо. Прежде здесь были найдены византийский монастырь, пещеры монахов-отшельников, а так же богато украшенные римских времен.
В данном случае ученые откопали несколько зданий хорошо спланированного поселения IX-XI вв., т.е. существовавшее в те времена, когда Палестиной владели Абассиды и Фатимиды. Что еще интереснее, в Неби-Зехарии бок о бок проживали христиане и мусульмане. Археологи обнаружили кресты, вырезанные на камнях городских давилен, фрагменты греческих надписей (греческий служил письменным языком местных христиан), однако наряду с этим – стеклянные весы с арабской надписью, служившие для точного взвешивания монет, а так же частично сохранившуюся арабскую надпись, возможно, являющуюся цитатой из Корана.
Следов церкви или мечети археологи не нашли. Тем не менее, есть достаточно фактов, указывающих на совместное проживание представителей двух разных конфессий.
По мнению исследователей, большинство населения Неби-Зехарии составляли христиане. Это предположение согласуется как с другими археологическими находками, так и с тогдашними хрониками, сообщающими, что в Леванте христианские общины сохранялись в сельской местности задолго после мусульманского завоевания.
Среди ученых ведутся давние и ожесточенные споры, насколько насильственным и разрушительным было первое арабское завоевание святой земли, а так же – насколько проблематичными были отношениями между различными группами населения. Находки вроде Неби-Зехарии указывают на относительно мирное сосуществование после того, как арабские армии изгнали византийцев. «Когда пришли мусульмане, поменялась власть, однако ничего больше не происходило, если не считать медленного обращения в ислам части местного населения, в основном христиан, но так же и евреев», – говорит археолог Узу Дахари, бывший заместитель директора Управления древностей.
Кем бы ни были местные жители, они явно не нуждались: археологи нашли ювелирные украшения и дома с мозаичными полами и сводчатыми подвалами. Многочисленные мастерские производили оливковое масло, стекло, вино и другие товарами. Это позволяет предположить, что Неби-Зехария был важным сельскохозяйственным и промышленным центром, снабжавшим Иерусалим и Рамле, столицу провинции в эпоху халифата.
Город пришел в упадок в эпоху время крестовых походов, ненадолго возродился в годы правления мамлюков (XIII – XIV вв.), после чего был окончательно заброшен.
Название Неби-Зехария связано с именем отца Иоанна Крестителя, упоминаемого в Новом Завете и в Коране, а не с библейским пророком с тем же именем. Однако это название возникло в эпоху мамлюков, уже после того, как город был покинут. Скорее всего, оно было связано с могилой, приписываемой какому-нибудь святому. Как называли этот город те, кто жил здесь в раннеисламскую эпоху, неизвестно.
По материалам Ариэля Давида, опубликованным в газете Haaretz