Бассейн, в котором купался Рабби
В ходе недавних раскопок в Ципори археологи обнаружили большой, богато украшенный бассейн (22 на 14 метров, глубина 3.5. метра), датированный III веком. Этот бассейн заставляет вспомнить известный отрывок из Вавилонского Талмуда:
Сказал рабби Элазар от имени рабби Ханины: Рабби [рабби Йегуда Патриарх, глава Синедриона и редактор Мишны] посадил дерево в Пурим, купался на рынке в Ципори 17 тамуза, и хотел отменить этот пост, но мудрецы не согласились.
Мегила, 5а-б
Во времена рабби Йегуды Патриарха в Римской империи царил мир. Хотя еврейское население страны значительно сократилось после жестокого подавления восстания Бар-Кохбы, в Земля Израиля еще проживало достаточно много евреев, наслаждавшихся относительным благополучием и терпимостью. Что же касается рабби Йегуды, то Талмуд называет его другом римского императора, которым, по мнению исследователей, был Антоний Пий (86-161).
Вот одна из бесед, якобы имевших место между мудрецом и императором-философом:
Сказал Антоний Рабби: душа и тело смогут избежать наказания. Каким образом? Тело скажет: это душа грешила, ибо с того дня, как она покинула меня, я лежу в могиле безмолвно, словно камень. Душа же скажет: это тело грешило, ибо с того дня, как я покинула его, я порхаю в воздухе, словно птица.
Сказал тот: расскажу тебе притчу. На что это похоже? На царя из плоти и крови, у которого был прелестный сад, где росли сочные фрукты. Поставил он двух сторожей – одного хромого, другого слепого. Сказал хромой слепому: я видел в саду сочные фрукты. Посади мене к себе на плечи, и полакомимся ими. Посадил слепой хромого себе на плече, нарвали и фруктов, и съели их. Прошло время, пришел хозяин сада и спросил их: где же мои спелые фрукты? Сказал слепой: разве есть у меня глаза, чтобы их увидеть? Сказал хромой: разве есть у меня [здоровые] ноги, чтобы ходить? Что же он сделал? Посадил хромого на слепого, и наказал их обоих. Так и Святой, благословен Он: приведет душу, вернет ее в тело , и будет судить их вместе, как сказано: «Призывает Он небеса сверху и землю к суду над народом Своим» (Теѓилим, 50:4): «призывает он небо сверху» – это душа, «к суду над народом Своим» – это тело.
Сказал Антоний Рабби: когда дурное начало берет власть над человеком – в час создания или в час появления [на свет].
Сказал тот: в час создания.
Сказал [Антоний]: если так, он бы восстал в [утробе] матери и вышел. [Значит] – в час появления.
Сказал Рабби: Антоний научил меня, а Писание подтвердило, ибо сказано: «У входа грех лежит» (Берешит, 4:7).
Санѓедрин, 91а-б
Хотя Иерусалимский Храм был разрушен всего 130, а восстание Бар-Кохбы подавлено всего 70 лет назад, рабби Йегуда, видимо, полагал, что настали мирные времена, и предложил отменить посты, установленные в память о различных событиях, связанны с разрушением Храма и утратой национальной независимости. Чтобы подчеркнуть свою точку зрения, 17 тамуза он искупался на глазах у жителей родного Ципори. Однако другие мудрецы его не поддержали, и постановили, что эти посты следует соблюдать и впредь.
Др. Цвика Цук, руководитель раскопок в Ципори, комментирует:
Бассейн, обнаруженный недалеко от въезда в национальный парк Ципори, является потрясающей находкой, и, вне всяких сомнений, станет одной из дополнительных аттракций парка. Однако прежде всего мы хотим проверить, является ли этот источник тем самым бассейном, в котором купался Рабби. Данные и артефакты, найденные в ходе раскопок, позволяют предположить, что это так и есть.
Весьма соблазнительно привязать конкретному месту талмудический спор по столь важному вопросу и с участием одного из ведущих мудрецов. Возможно, дальнейшие исследования позволят окончательно подтвердить эту гипотезу.