next perv

Кол нидрей в исполнении оперных звезд



Кол нидрей, самую известную молитву Судного дня, чаще всего, разумеется, исполняют канторы. Однако к еврейской литургии обращались и большие мастера академической музыки, например, выдающиеся оперные певцы  Жан Пирс и Ричард Такер.

Джейкоб Пинхус Перельмут родился в Нью-Йорке в 1904 году, в семье религиозных евреев, эмигрантов из России, из местечка Городец (ныне – Белоруссия). Как принято в еврейской семье, в 4 года мальчику дали в руки скрипку, и в день своей бар-мицвы он дал сольный концерт в синагоге. У родителей был ресторан, в котором юноша сначала играл сам, потом собрал оркестр, с которым не только играл, но и пел – литургику, песни на английском, идише и иврите, арии из мюзиклов, оперетт и опер. Потребовалось профессиональное обучение – педагогами юного музыканта стали известные в Нью-Йорке специалисты по классическому вокалу. Оркестр и, особенно, его солист-руководитель, стали известны в городе, а в 1932 году у Джейкоба появился импресарио, посоветовавший ему стать Жаном Пирсом и помогший ему выйти на престижные нью-йоркские сцены.

С 1933 года Пирс еще и солист радио, и еще более серьезно занимается вокалом. В 1938 году в жизни певца произошел перелом – он спел Зигмунда в концертной постановке «Валькирии» Вагнера, и на него обратил внимание Тосканини. Великий дирижер к тому времени уже 10 лет работал в Америке, однако с 1936 года он перестал ездить в Европу, а в 1937 году возглавил оркестр нью-йоркского радио NBC, с которым провел 17 сезонов и сделал ряд гениальных записей, лучших в своей длинной творческой биографии. Итальянских певцов высшего класса в Нью-Йорке не было. Для записи Девятой симфонии Бетховена маэстро пригласил Пирса. Популярность Тосканини в США была необычайной, а для любого музыканта того времени работа под руководством Тосканини была знаком высочайшего признания и давала возможность работать в лучших оперных театрах страны. Пирс в 1938 году дебютирует в Балтиморской опере, затем в других ведущих американских музыкальных театрах. Сотрудничество Пирса и Тосканини продолжалось более 15 лет, его результатом стали многочисленные концерты, оперные постановки и ряд записей, в том числе Девятая симфония и «Фиделио» Бетховена, «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад» Верди и «Богема» Пуччини.

Жан Пирс в роли герцога Мантуанского (“Риголетто”)

С начала 40-х годов Пирс входит в мировую вокальную элиту. Он – ведущий солист «Метрополитена», в 1940 году Рахманинов приглашает его для исполнения «Колоколов» под своим управлением, он гастролирует по всему миру, в том числе многократно, начиная с 1950 года, в Израиле, снимается в кино, поет в Вене в опереточных постановках, и не забывает о своих корнях. В 1970-е годы Пирс исполнил главную роль в мюзикле Бока «Скрипач на крыше» (по «Тевье-молочнику» Шолом-Алейхема) и записал литургическую музыку, которую пел в детстве. Вот «Кол нидрей» с пластинки Jan Peerce sings Hebrew Melodies.

А это – фрагмент воспоминаний Галины Вишневской.

Когда я впервые приехала в 1975 году в Нью-Йорк, я увидела афиши Жана Пирса, купила билет. Это был знаменитейший певец, любимый тенор Тосканини. Но когда я узнала из газет, что он сломал ногу, подумала: концерт отменят. Ничего подобного! Этот старик лет семидесяти выехал на сцену в кресле с колесиками и блестяще спел всю программу. Весь «Карнеги-холл» тогда аплодировал ему стоя. Я не могу представить себе ни одного русского певца, который отважился бы на такое.

Рубин Тaкер родился в 1913 году в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из Бессарабии. Ребенок пошел в школу, семья изменила фамилию на Такер, а Рубин стал Ричардом. С детства мальчик стал учиться у кантора, еще в школе он стал помощником кантора в синагоге в Нью-Джерси, а вскоре после окончания школы Ричард Такер – кантор синагоги Temple Adath Israel в Бронксе. Спустя 10 лет Такеру предложат место кантора престижного Бруклинского еврейского центра, но за это время произойдут важные события. В 1936 году Такер женился на сестре Жана Пирса, и новый родственник представил его дирижёру Завлу Зильбертсу, который начал готовить кантора к оперной карьере. Вскоре его заметил Пол Олтхауз, который стал основным музыкальным педагогом Такера.

Ричард Такер в костюме Андре Шенье. Справа – Марио Ланца

В 1941 году Ричард Такер участвовал в первом и неудачном прослушивании в Метрополитен. Дебют в главном оперном театре Америки состоялся лишь в 1945 году (в ведущей партии оперы «Джоконда» Понкьелли) и был триумфальным. С него началась тридцатилетняя карьера Такера, как ведущего исполнителя итальянского репертуара в Метрополитене.Но на всем ее протяжении Такер продолжал быть кантором на еврейских праздниках в синагогах Нью-Йорка и записал серию пластинок литургической музыки с оркестром под управлением Шолома Секунды – еще одного легендарного еврейского музыканта. Предлагаемая запись 1959 года.

Ричард Такер умер в 1975 году, внезапно, в возрасте 62 лет. Его старший родственник пережил его. Жан Пирс умер в 1984 году.

К еврейской литургической музыке обращаются и современные оперные певцы, например, Юрий (Уриэль) Гранат.  Вот как прозвучала молитва Кол нидре в его исполнении:

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.