next perv

Когда Стена Плача стала главной еврейской святыней



Прочитав вышеприведенный заголовок, многие читатели, возможно, недоуменно пожмут плечами: мол, что за вопрос, другое название Стены плача – Западная стена, а в известном мидраше сказано: «Шхина (божественное присутствие) никогда не отходит от западной стены».

Все это так. Однако не все помнят, что авторы мидраша имели в виду западную стену самого Храма. Тогда как Стена плача, считающаяся сегодня величайшей еврейской святыней, является одной из технических стен, возведенных вокруг Храмовой горы Иродом Великим, полностью перестроившим иерусалимский Храм.

О святилище, построенном Иродом, мудрецы говорили:

Тот, кто не видел Храма Ирода, не видел действительно прекрасного здания. Из чего он его построил? Из желтого и белого мрамора, а некоторые говорят – из голубого, желтого и белого мрамора.  Ряды [камней] он построил выступами, чтобы осталось место раствору. Хотел он покрыть его золотом, но мудрецы отсоветовали, ибо он был прекрасен, как есть, напоминая морские волны.

Бава Батра, 4б

Храм Ирода, современная реконструкция. Музей Израиля

Большинству мудрецов не довелось увидеть это величественное здание, разрушенное римлянами в ходе Великого восстания.  Однако на протяжение нескольких поколений они могли видеть руины Храма, в том числе его чудом уцелевшую западную стену.  Есть знаменитый мидраш о четырех мудрецах II века, побывавших на развалинах Храма.

Однажды рабан Гамлиэль, рабби Элазар бен Азарья, рабби Йеѓошуа и рабби Акива… шли в Иерусалим. Когда дошли они до горы Смотрящих , разорвали одежды. А когда дошли они до Храмовой горы, увидели, как лиса выходит из того места, где была Святая святых.

Макот, 24а

Как полагают исследователи, руины были окончательно снесены только в VII веке, когда Иерусалим был захвачен мусульманами, которые возвели на Храмовой горе свой Купол скалы.  Технические стены, возведенные Иродом, напротив, сохранились, причем не только Стена плача (западная), но так же южная и восточная. Последние являются сегодня частью стен Старого города. Знаменитые Врата милосердия (Золотые ворота), через которые, согласно преданию, в Иерусалим войдет Машиах, проделаны в восточной стене.

Никто из паломников, побывавших в то время в святой земле, не упоминает, что евреи собираются для молитвы около западной стены. Согласно «Бордосскому путнику» (анонимному пилигриму, посетившему Иерусалим в 333 году), это происходило на самой Храмовой горе, скорее всего, 9 ава:

На самом месте, где был Храм, построенный Соломоном, на мраморе перед жертвенником , где говорят некогда пролита была кровь Захарии, видны по всему помосту следы обуви убивших его воинов , отпечатанные точно в воске. Здесь же две статуи Адриана, а недалеко от них пробитый камень, к которому раз в год приходят иудеи, помазывают его, с воплем рыдают, разрывают свои одежды и затем удаляются.

Упоминания Западной стены появляются в более поздних источников,  однако речь в них далеко не всегда идет о том самом месте, которое известно сегодня ка Стена плача. Так, согласно документу, найденному в Каирской генизе,  евреи молились не там, а немного севернее, непосредственно напротив бывшей Святая Святых.

Биньямин из Туделы, знаменитый еврейский путешественник, утверждал, что евреи собираются для молитвы около Западной стены:

На месте, где был сам Святой Храм, стоит ныне Темпло-Дамино, над которым Омар бен аль-Хаттаб построил огромный и чрезвычайно красивый купол. Туда иноверцы не вносят ни крестов, ни образов, а являются только для совершения своей молитвы. Против этого здания на западной стороне находится стена, остаток стены Святая Святых в древнем Храме, называемая вратами милосердия; перед этой-то стеной, на  площадке, евреи собираются для молитвы. В Иерусалиме есть здание, построенное царем Соломоном из громадных камней под конюшни; здание чрезвычайно солидное, подобного которому нет во всем свете.

Однако при этом он поместил в этой стене Врата милосердия, проделанные, как уже было сказано, в восточной стене. Кроме того, в годы владычества крестоносцев в Иерусалиме практически не было евреев («Потом р. Петахия отправился в Иерусалим, где живет один только еврей красильщик раби Авраам, который платит правителю большую дань за право жить в этом городе»), поэтому возникают определенные сомнения, видел ли Биньямин то, что описывал, своими глазами.

Другие тогдашние путешественники и паломники так же упоминали Западную стену. К примеру, рабби Овадия Бертануро писал: «Западная стена, часть которой еще стоит, сложена из крупных, толстых камней, каких я никогда не видел в старых сооружениях, ни в Риме, ни в других странах. В северо-восточном углу стены стоит башня, сложенная из очень крупных камней». Однако далеко не все делали это в контексте молитвы. Так, талмудист и путешественник Эстори бен-Моше Фархи (1282-1387) утверждал, что евреи молятся около любой из стен, окружающих храмовую гору, до которых им удается добраться. Это свидетельство подтверждается надписями, оставленными паломниками на разных стенах, включая западную.

Только начиная с XVII века начинают появляться регулярные свидетельства о евреях, молящихся именно около Стены плача. Сначала речь шла об отдельных богомольцах, позже – так же и об общественных богослужениях. Первое время евреи собирались здесь на молитву, преимущественно, 9 ава, чтобы оплакать разрушение Храма. Затем здесь стали молиться круглый год.

Густав Бауэрнфакнд (1840-1904), Стена плача

Что же привело к изменению статуса западной стены, и почему, в конечном итоге, именно она была предпочтена всем остальным стенам, окружающим Храмовую гору? Как нам кажется, этому есть две причины. Во-первых, как уже было сказано, об особом статусе западной стены говорится в классических еврейских источниках. И хотя мудрецы имели в виду другую стену, возможно, не все это знали (некоторые не знают даже сегодня!), а кроме того, из сохранившихся стен Стена плача все равно находится ближе всего к святая святых.

Вторая причина гораздо более прозаичная. В XV веке евреи покинули свою прежнюю слободу на горе Сион, за стенами нынешнего Старого города, и переселились на территорию современного Еврейского квартала – от которого ближе всего идти именно к Стене плача, значительная часть которой к тому же обнажилась в XVI веке вследствие сильного землетрясения.

В заключении – о еще одном обычае, связанном со Стеной плача: оставлять в щелях между камнями записки с просьбами и молитвами. Сидя по всему, эта практика возникла не раньше ХIX века; первым о ней упомянул рабби Хаим-Элазар Спира из Мункача (1868-1937).  Некоторые полагают, что распространению этого обычая способствовала политика британских мандатных властей, категорически запретивших делать надписи на древних камнях.

Михаил Курляндский

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.