Ханукальные светильники с Тломацкой: из Варшавы в Израиль
В отличие от прежнего Музея Диаспоры, в новом музее АНУ, созданном на его основе, есть и подлинные вещи: свиток Эстер XV века, мантия Соломона Михоэлса, в которой он играл короля Лира, прижизненные издания Бабеля, Пастернака и других писателей еврейского происхождения.
В числе этих артефактов – xaнукальный светильник из легендарной Большой варшавской синагоги на Тломацкой улице, напоминающий о трагической судьбе, как самой синагоги, так и большей части ее прихожан.
Синагога на Тломацкой была построена по инициативе богатой и просвещенной части варшавского еврейства, в соответствии с ее представлении о прекрасном.
Торжественное открытие новой варшавской синагоги состоялось 26 сентября 1878 года на праздник Рош га-Шана. В торжестве принимал участие российский наместник граф Павел Коцебу, которого по-польски приветствовал Исаак Цилков, будущий раввин и казначей синагоги, переводчик еврейской Библии на польский язык. Поскольку Коцебу ничего не возразил, это было воспринято как дозволение в будущем произносить проповеди по-польски, что для тогдашней Варшавы, с учетом обрусительных тенденций российской администрации, было далеко не самоочевидно.
Большая синагога. Открытка
В синагоге было устроено 2200 мест для сидения: 1150 — в главном зале, а также 1050 мест на галерее для женщин. Там находились также библиотека с очень ценной и богатой подборкой книг, в числе которых были старопечатные книги и даже рукописи.
Подлинным украшением синагоги стал ее хор, певший под аккомпанемент органа. Службу вели известные канторы, в том числе легендарный Гершон Сирота, которого называли еврейским Карузо.
Гершон Сирота, Коль Нидрей
Два высоких бронзовых ханукальных светильника, изготовленные в типичном галицийском стиле XVIII веке, и увенчанные польскими белыми орлами, служили украшением синагоги. К сожалению, доподлинно неизвестно, где именно они стояли.
Приняв решение о создании Варшавского гетто, нацисты разрешили открыть три синагоги, одной из которых стала синагога на Тломацкой. 31 мая 1941 года в субботу перед праздником Шавуот состоялась первая служба, а 1 июня – устроено торжественное открытие синагоги, на ремонт которой потрачены значительные средства, собранные юденратом во главе с Адамом Черняковым. Однако в 1942 году, после уменьшения площади гетто, синагога оказалась за его пределами, и там был устроен склад мебели и другого реквизированного у евреев имущества. И, наконец, 16 мая 1943 года, в ходе подавления восстания в Варшавском гетто, синагога была уничтожена. Здание было взорвано лично генералом СС Юргеном Штропом; это стало символом окончательной ликвидации еврейского гетто.
После ее уничтожения Штроп заявил:
Эффектную точку в деле официального завершения Большой акции был взрыв Большой синагоги. Приготовление продолжалось 10 дней. Синагога была сооружением солидно построенным. Соответственно, чтобы подорвать её с первой попытки, пришлось провести трудоёмкие сапёрские и электрические работы. Но замечательное это было зрелище! С живописной и театральной точки зрения картина была фантастическая. Офицер сапёров вручил мне электрический аппарат, детонирующий взрывные устройства. Я затягивал волну ожидания. Наконец воскликнул: Хайль Гитлер! — И нажал кнопку. Взрыв поднялся до небес. Впечатляющий звук. Сказочная феерия цветов. Незабываемая аллегория триумфа над еврейством. Варшавское гетто прекратило своё существование, потому что так хотел Адольф Гитлер и Генрих Гиммлер.
Однако упомянутые ханукальные светильники уцелели. Не желая, чтобы они достались нацистам, раввин и секретарь синагоги спрятали их в подземном тайнике. А затем сумели связать с польским послом в Швеции, попросив найти кого-нибудь, кто будет готов приобрести светильники – за весьма внушительную сумму, которую они обещали потратить на помощь другим евреям.
Послу удалось выполнить эту просьбу. Покупательницей стала американская оперная певица Маргарита Веннер-Грен, чей муж Аксель, создатель фирмы Electrolux, сочувствовал бедственному положению европейских евреев. Покупка состоялась, и светильники благополучно покинули территорию оккупированной Польши.
В 1960 Веннер-Гренс познакомилась с Исааком Вольфсоном, ортодоксальным евреем, бизнесменом и филантропом из Великобритании, деятельно участвовавшим в создании различных религиозных институтов в Иерусалиме. Среди прочего, он поведал о своих планах построить новое здание для Главного раввината, я рядом с ним – большую синагогу. Впечатленная этой мечтой Маргарет решила подарить будущей синагоге варшавские светильники – в память о синагоге на Тломацкой, а так в честь всех евреев, которым удалось спастись благодаря деньгам, вырученных от продажи реликвий.
Долгое время светильники входили в экспозицию иерусалимского Музея еврейского искусства им. Вольфсона. Сегодня же, как уже было сказано, один из них можно увидеть в тель-авивском музее АНУ.
Модель Большой синагоги. Экспонат музея АНУ
Александр Элькин