Еврейская традиция вырезания из бумаги
В 2019 году издательство Matan Arts Publishers Ltd выпустило роскошный трехязычный (иврит-английский-русский) альбом Наоми Шапира “Еврейская традиция вырезания из бумаги”. Предлагаем нашим читателям отрывок из этой книги.
Эта книга познакомит вас с традиционным еврейским искусством вырезки из бумаги, начиная с вырезок, созданных в XIX веке в различных общинах диаспоры, и заканчивая современными произведениями израильских мастеров, и расскажет о том, как развитие еврейской традиции проявляется в технике вырезания из бумаги: как появляются новые направления, добавляются символы, которых не было в прежние времена, и т.д.
На страницах книги читатель сможет увидеть десятки вырезок. Это лишь малая часть выполненных в этой технике произведений, хранящихся в Израиле. Из-за недостатка места мы отобрали для этой книги лишь те произведения, которые связаны с еврейской религиозной традицией. Однако стоит отметить, что тематика еврейско-израильских работ, выполненных в этой технике, значительно шире: среди них есть иллюстрации к детским книгам, изображения природы, пейзажи, карикатуры на жизнь израильского общества, иллюстрации к стихам и песням, вырезки, выполненные в технике примитивизма и свободного искусства и т.д. Многие вырезки тематически никак не связаны с иудаизмом и\или еврейской традицией, но создаются просто из любви к вырезанию. Художники вырезают, чтобы дать проявиться своей личности, своему культурно-эстетическому мировоззрению.
Еврейские вырезки из бумаги в диаспоре
В еврейской традиции вырезки из бумаги создавались в религиозных целях, и соответствовали еврейскому жизненному циклу: их делали к ежегодным еврейским праздникам, различным церемониям или важным жизненным событиям.
Вырезки из бумаги евреи делали практически ко всем праздникам. К Рош га-шана (еврейскому новому году) они делали поздравительные карточки, которые называли Шана това («Хорошего года»). В праздник Суккот (Кущи) вырезки из бумаги вешали для украшения сукки, а так же делали специальные вырезки в честь ушпизин (библейских героев, согласно мистической традиции, незримо присутствующих в сукке) и с напоминанием о необходимости сделать эрув тавшилин (специальный обряд, который совершают, когда сразу после праздника наступает суббота). На Симхат-Тора вырезали специальные флажки, на Хануку – символы праздника, которые развешивали на окнах. Накануне Пурима делали вырезки «Когда наступает Адар», которыми на протяжении всего месяца украшали жилища и синагоги. На Шавуот вырезали специальные круглые вырезки, которые называли на идиш швуэслэх (швиэслэх) или рейзелех.
Кроме того, евреи делали специальные вырезки, называемые мизрах («восток») и шивити («представляю») – специальные изображения семисвечника для медитации об имени Всевышнего; своим названием они обязаны библейскому стиху: «Представляю (шивити) Господа пред собой всегда». Их вешали в домах и синагогах на восточной стене, обращенной к Иерусалиму, лицом к которому еврей должен молиться. Когда рождался ребенок, вырезали специальные амулеты, призванные защитить младенца и мать от демона-суккуба Лилит. На свадьбу вырезали украшения, обрамлявшие ктубу – еврейский брачный контракт. В память об усопших делали вырезки в форме мемориальных табличек, которые называли йорцайт («годовщина смерти»). Кроме того, вырезали защитные амулеты для личного пользования.
Для традиционных еврейских вырезок характерна двусторонняя симметрия. Основные мотивы и образы – львы и олени, орлы, различные птицы и звери, семь растений, которыми славится Земля Израиля, менора, скрижали завета, древо жизни, шестиконечная звезда, символы колен Израилевых и т.д. – черпались из еврейской религиозной литературы. Вместе с тем некоторые символы, появляющиеся в вырезках, имеют нееврейское происхождения и являются результатом непосредственного влияния местных культур. Один из таких символов – двуглавый орел, изображенный на гербах Российской и Австрийской империй. Евреи использовали этот символ, чтобы продемонстрировать, что признают себя гражданами стран проживания.
По оценке доктора Гизы Френкель («Вырезки из бумаги – еврейское народное искусство», изд-во «Масада», 1983, на иврите), евреи начали вырезать из бумаги с XIV века, по мере распространения этого искусства в Европе. Поскольку бумага – быстро портящийся материал, до нас дошло очень мало традиционных вырезок. По оценке коллекционера Билла Гросса, собирающего вырезки на протяжение многих лет, на сегодняшний день в мире есть 250-300 старинных вырезок, созданных в XVIII веке и позже.
В первой половине ХХ века еврейский народ пережил страшные потрясения. Многочисленные общины были уничтожены в ходе Второй Мировой войны. Синагоги сжигали, еврейские дома подвергались разграблению. В результате искусство вырезки из бумаги исчезло практически полностью. Считанные произведения чудом уцелели в эти страшные времена, сумев пережить все войны, погромы и изгнания, выпавшие на долю евреев диаспоры. Эти немногочисленные вырезки бережно хранятся сегодня в музеях и частных коллекциях.
В первой части книги приведены вырезки из бумаги, созданные в XIX веке в Европе и Северной Африке. Все произведения хранятся сегодня в тель-авивской коллекции иудаики семьи Гросс, давшей согласие на публикацию их фотоизображений.
В конце XIX века, после сотен лет изгнания, евреи начали массово возвращаться в Землю Израиля. Многие прибыли сюда после Второй Мировой войны – остаток некогда многочисленного европейского еврейства. Кроме того, на протяжение XIX-XX вв. в Землю Израиля непрерывно приезжали евреи из Северной Африки, стран Ближнего Востока, России, США, Эфиопии и других государств. Оказавшиеся в Израиле художники привозили с собой идеи и стили, известные и сегодня. К примеру, Нафтали Мазаки, вырезальщик йеменского происхождения, рассказывал, что родоначальниками его семьи были жившие в Йемене серебряных дел мастера. Себя Нафтали называет «бумажных дел мастер из Йемена», а сделанные им вырезки выглядят как настоящие ювелирные изделия.
С течением времени мастера по вырезке из бумаги добавляют в свои работы новые символы, не использовавшиеся прежде. Одним из таких символов является хамса – ладонь, в которой мизинец и большой палец равной длины. Существует давний спор, кому, евреям или мусульманам, исторически принадлежит этот символ. Судя по всему, хамса является очень древним символом, восходящим к культу Танит, карфагенской богини луны; карфагеняне использовали его задолго до евреев и мусульман. Интересно отметить, что в обеих религиях хамса имеет одинаковое значение – защита от дурного глаза. Сегодня хамсы, выполненные в различных стилях и используемые порой самым неожиданным образом, можно увидеть на многих работах современных израильских мастеров.
За последние сорок лет искусство вырезки из бумаги возродилось заново. Оно развивается, растет вширь, принимает новые формы. Наблюдается плавный переход от традиции, существовавшей прежде во всех своих проявлениях, к современности. К традиционной еврейской тематике добавляются новые символы, мотивы и темы: голубь мира и субботние свечи, Иерусалим и хамса, виды Земли Израиля, различные деревья и растения, Хайфа, Тверия, Тель-Авив, Ришон ле-Цион и другие израильские города, киббуцы, павлины, музыкальные инструменты, портреты и т.д.
Темой многих вырезок являются семь видов растений, которыми, согласно традиции, славится Земля Израиля. В прошлом эти растения использовались исключительно в качестве орнамента, обрамляющего вырезку, однако сегодня они стали самостоятельным сюжетом.
В XVIII – XIX и даже в начале ХХ века большинство вырезок из бумаги носили религиозный характер. Их создателями обычно были мужчины, в большинстве своем студенты йешив. Женщины вырезали украшения для дома – например, кружевные салфетки, которые вешали на полки шкафов, вымытые накануне Песаха. Вместе с детьми они вырезали украшения для сукки, рейзелех на Шавуот, и т.д. Сегодня среди мастеров, вырезающих из бумаги, можно встретить представителей всех слоев населения: мужчин и женщин, религиозных и светских, горожан и жителей сельских поселков и киббуцев… В любом уголке страны можно найти художника, делающего вырезки.
Искусство вырезания из бумаги становится сегодня все более популярным, и израильские художники в полной мере используют свою фантазию, делая вырезки в еврейском духе, имеющие, однако, не религиозное, но художественное предназначение. Тем самым мастера демонстрируют свою связь с иудаизмом, сионизмом, Землей Израиля и другими темами, связанными с судьбой еврейского народа.
Традиционное вырезание из бумаги стало искусством, существующим ради себя самого. Вырезки, служившие прежде исключительно предметами культа, стали художественными произведениями. В результате возросло тематическое разнообразие, расширился выбор библейских стихов, появились новые важные мотивы.
Цель нашей книги – позволить читателю одним глазком заглянуть в огромный и разнообразный мир еврейского искусства вырезки из бумаги. Вот уже десять лет в Израиле действует объединение вырезальщиков из бумаги. Объединение устраивает коллективные выставки, издает журнал-ежегодник, несколько раз в год проводит специальные конференции. Среди членов объединения – как старые опытные мастера, так и начинающие художники, лишь недавно открывшие для себя искусство вырезания.
Эта книга посвящается как старинным традиционным мастерам прошлых столетий, творивших в диаспоре, так и их продолжателям – современным художникам, сохраняющим и развивающих это замечательное искусство в Израиле.
Заказать альбом можно у автора – Наоми Шапиро (Naomi Shapiro); naomi100@netvision.net.il (обращаться на иврите или английском).