Античные войны Судного дня
Шестое октября 1973 года – одна из самых печальных дат в истории Израиля: в это день началась война Судного дня. Воспользовавшись самым святым днем еврейского календаря, Египет и Сирия начали боевые действия на Синайском полуострове и Голанских высотах. День поста и молитвы стал днем кровопролитных боев. Лишь ценой колоссального напряжения и чувствительных потерь Израилю удалось отразить нападение и нанести противнику ряд чувствительных поражений.
Однако арабские генералы, судя по всему, были не первыми, решившими, что Йом Кипур – лучшее время для нападения на евреев. Есть все основания предполагать, что это ноу-хау было использовано уже в античности.
Сначала немного истории. В 67 году до н.э. в Иудее началась гражданская война между сыновьями царицы Александры Саломеи Гирканом и Аристобулом. В 63 году до н.э. оба брата обратились за помощью к римскому полководцу Гнею Помпею, находившемуся в это время в Сирии. Увидев в этом хороший повод вмешаться во внутренние дела Иудеи, Помпей осадил Иерусалим, где находились сторонники Аристобула, и после долгой осады взял город штурмом. Аристобул и его семья были изгнаны, Гиркан стал первосвященником (но не царем).
Гней Помпей
В 40 году до н.э. сын Аристобула Антигон заключил союз с парфянами и занял Иудею и Иерусалим. После того, как римляне изгнали парфян, их союзник Ирод, которого римляне назначили царем Иудеи, начал войну против Антигона, и осадил Иерусалим. На помощь своему вассалу Рим послал многочисленное войско под командованием консула Гая Сосия. В 37 году до н.э. Иерусалим был взят.
Оба штурма описаны Флавием. О кампании Гнея Помпея он пишет:
Когда город был взят в день поста третьего месяца в сто семьдесят девятую олимпиаду, в консульство Гая Антония и Марка Туллия Цицерона, в то время, как враги ворвались в храм и стали избивать всех там находившихся, священнослужители тем не менее не прерывали своего священнодействия и их не могли принудить к бегству ни страх за свою жизнь, ни множество убитых уже товарищей, потому что они были убеждены, что лучше подвергнуться своей участи, оставаясь у жертвенников, чем в чем бы то ни было нарушить предписания законов.
Иудейские древности, 14:4:3
А вот его свидетельство о взятии Иерусалима Иродом и Сосием:
Это бедствие постигло Иерусалим в консульство Марка Агриппы и Каниния Галла, в третий месяц сто восемьдесят пятой олимпиады, и опять-таки в день поста, как бы для повторения постигшего иудеев несчастья при Помпее: двадцать семь лет тому назад, в этот же самый день, город был взят последним.
Там же, 14:16:4
О кампании Помпея Флавий пишет, что тот покинул северную Сирию ранней весной, и по пути в Иерусалим одержал несколько побед. Прибыв в Дамаск, Помпей встретился с множеством людей, включая депутации из Иудеи. Затем он хотел предпринять поход против набатеев, отказался от этого плана, преследовал Аристобула в Иорданской долине, и лишь после продолжительных маршей, маневров и переговоров оказался под стенами Иерусалима, осада которого продолжалась три месяца. Соответственно, если город был взят в пост, это могло произойти либо летом, 17 тамуза, либо осенью, в Йом Кипур (10 тишрея).
В пользу первой версии (если согласиться с Флавием, что и Помпей, и Сосий взяли город в один день) говорит следующее сообщение:
Поощренный этой победой, Ирод тотчас бы поспешил в Иерусалим, если бы ему не препятствовала чересчур суровая зима.
Иудейская война, 1:17:6
Поскольку кампания Сосия продолжалась пять месяцев, получается, что город был взят летом. Однако использованное Флавием греческое слова cheimon имеет два значения: «зима» и «буря». Поэтому не исключено, что войско Ирода задержала не зима, но сильная непогода. И хотя большая часть бурь случается в Иудее зимой, весенняя буря так же чем-то невозможным. Следовательно, Ирод и Сосий вполне могли осадить Иерусалим зимой, и взять город осенью, через 5 месяцев.
Огромный интерес так же представляет утверждение римского историка Диона Кассия (160-230). О том, что город был захвачен в пост, он ничего не пишет, однако, по его словам, это произошло «в день Сатурна», т.е. в субботу:
Ибо храм стоял на возвышенности и был защищен своей стеной, и если бы они продолжали защищать храм одинаково каждый день, Помпей не смог бы взять его. Но в действительности они отмечали дни, называемые днями Сатурна и, совершенно не работая в это время, дали римлянам возможность разрушить стену. Последние, поняв это их суеверное благоговение, не предпринимали никаких серьезных действий в остальное время, но когда наступали такие дни — атаковали особенно решительно. Так, защитники были захвачены в день Сатурна, не оказав никакого сопротивления, и все богатства были разграблены.
Римская история, 37:2-4
Еще красноречивее утверждение греческого историка и географа Страбона (возможно, послужившее источником информации Диону Кассию):
Когда Иудеей уже открыто управляли тираны, первым Александр объявил себя царем вместо жреца. Сыновьями его были Гиркан и Аристобул. Во время распрей между ними из-за власти пришел Помпей, низложил их обоих, разрушил крепости и взял штурмом Иерусалим…Помпей, как говорят, взял город, воспользовавшись днем поста, когда иудеи воздерживались от всякой работы; он велел засыпать ров и сверху набросить штурмовые лестницы
География, 16:2:40
«День поста», когда иудеи не работают – безусловно, Йом Кипур, а не 17 тамуза.
Йом Кипур в Храме. Первосвященник в святая святых
Правда, некоторые римляне ошибочно считали, что евреи постятся каждую субботу. К примеру, в письме Тиберию император Август писал: «Никакой иудей не справлял субботний пост с таким усердием, милый Тиберий, как я постился нынче: только в бане, через час после захода солнца, пожевал я кусок-другой перед тем, как растираться»» (Светоний, Божественный Август, 76). Однако подобная путаница встречается только в латинских текстах, тогда как Страбон писал по-гречески.
Почему античные военачальники дважды выбрали Йом Кипур для решающего штурма еврейской столицы? Скорее всего, это было связано с тем, что вопрос, разрешает ли еврейский закон воевать по субботам, долгое время оставался окончательно не решенным.
Согласно апокрифической Книге Юбилеев (II век до н.э.) воевать в субботу категорически запрещено:
Каждый человек, который совершает дело, и предпринимает путешествие, и ухаживает за своим скотом, будь это дома или в другом месте, и кто зажигает огонь, или едет верхом на каком-нибудь животном, или путешествует на корабле по морю, и каждый, кто убивает и умерщвляет кого-либо, и кто закалывает животное или птицу, и кто ловит зверя, или птицу, или рыбу, и кто постится, и кто ведет войну в субботний день; всякий, кто делает что-нибудь из этого в субботний день, тот должен умереть, чтобы дети Израиля хранили субботу по заповедям о субботах.
Юбилеев, 50:12-13
В начале восстания Хасмонеев (167 год до н. э.) повстанцы следовали этому правилу. Однако после того, как греки напали на них в субботу и устроили резню, было принято другое решение:
И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах.
I Маккавеев, 2:41
Тем не менее, на момент войны с Помпеем вопрос, какие именно действия разрешены воинам в субботу, все еще оставался нерешенным, чем и воспользовались осаждающие:
Все усилия римлян остались бы тщетными, если б Помпей не воспользовался субботним днем, когда евреи, в силу своих религиозных запретов, удерживаются от всякой работы. В этот день Помпей приказал возвысить насыпь, запретив вместе с тем солдатам вступать в схватку с иудеями, так как для личной обороны они могут сопротивляться и в субботу.
Иудейская война, 1:7:3
Если бы закон наш не повелевал нам не работать по субботним дням, то вал не достиг бы своей вышины, потому что этому воспрепятствовали бы осажденные; дело в том, что закон разрешает отражать наступление и нападение, но не позволяет препятствовать какому-либо другому предприятию неприятелей. Когда римляне заметили это, то они по субботам перестали обстреливать иудеев или вступать с ними в бой, но занимались насыпанием валов и сооружением башен либо придвигали осадные орудия, чтобы на следующий день иметь их под рукой в полной исправности.
Иудейские древности, 14:4:2-3
Источники того времени ничего не сообщают о том, что думали евреи о ведении боевых действий в Йом Кипур. Однако поскольку, как уже было сказано, это праздник назван «субботой суббот», можно предположить, что они относились к нему строже, чем к обычной субботе, и, соответственно, не прибегать в этот день даже к самообороне. Кроме того, в обоих случаях защитники города знали, что среди осаждающих есть не только римляне, но и их соплеменники. Поэтому они могли рассчитывать, что боевых действий в этот день не будет, поэтому штурм застал их врасплох.
Таким образом, с большой вероятностью II Храм был дважды захвачен в самый священный день еврейского календаря.
Михаил Курляндский
По материалам статьи Надава Шарона.