Девять мер иерусалимской красоты
По иерусалимской традиции ханукальные светильники (ханукийот) принято устанавливать слева от входной двери.
Сказано в Притчах царя Шломо: «Долгоденствие в правой руке ее (мудрости), в левой – богатство и почет». Сказали мудрецы: богатство и почет принадлежат Явану, сыну Яфета. Однако, после того как потомки Явана, греки, пошли против Бога Израиля и были посрамлены сынами Израиля, израильтяне требуют от Всевышнего, чтобы богатство и почет были переданы им в удел. Так же и красоте יופי (йофи), связанной с самим именем Яфета, отныне пристало сопровождать потомков Шема, евреев.
В Вавилонском Талмуде (трактат «Кидушин», 49б) сказано: «Десять мер красоты отпущено миру: девять достались Иерусалиму, а одна — остальному миру». Думали мы, гадали: где же они, эти девять мер иерусалимской красоты, куда запропастились, почему мы, грешные, их не видим? Ходили, по всем сторонам пялились – ну две-три, ну еще куда ни шло, но чтобы девять…
И вот наступил праздник огней – Ханука. Жители Святого Града стали зажигать праздничные огни так, как завещали нам «сыны разумения»: в первый вечер Хануки – одну служебную свечу – «шамаш», а от него одну свечу в честь ханукального чуда.
И с каждым новым вечером зажигали на одну свечу больше.
И вот, когда настал последний, восьмой, самый великий вечер праздника, и в каждом городском окне и перед каждой дверью загорелись девять прекрасных огней, мы наконец поняли: вот о чем говорили мудрецы Талмуда, вот они – девять мер красоты, отпущенные Иерусалиму!