next perv

Апостол Павел, Тора и Израиль



Несмотря на то, что Иешуа из Назарета считается центральной фигурой в христианстве, многие ученые полагают, что именно апостол Павел (Шауль из Тарса) сыграл наиважнейшую роль как в формировании новой религии в первые десятилетия ее существования, так и в последующем отделении христианства от иудаизма[i].Причиной этого является то, что Павел систематически пересмотрел центральность Торы, а также рамки «богоизбранного народа» и условия принадлежности к нему[ii].

О Павле мы узнаем из его собственных посланий и из Деяний апостолов, написанных евангелистом Лукой[iii]. Бóльшая часть Деяний посвящена Павлу и его миссии по распространению веры в Христа среди язычников, с момента его «обращения» и до его прибытия в Рим в начале 60-х гг. н. э. Большинство исследователей полагают, что между реальным Павлом (как он предстает в своих аутентичных посланиях) и «Павлом Деяний», было очень мало общего[iv]. Другими словами, Лука часто предпочитал изображать события и персонажей раннехристианской истории такими, каковы «они должны были быть», а не такими, какими они были на самом деле.

Павел родился в еврейской семье, проживавшей в городе Тарсе (на юго-востоке Малой Азии). Перебравшись в Иерусалим, присоединился к фарисейскому течению иудаизма. Он никогда не встречался с живым Иисусом, и вначале был противником христиан. Однако, когда он направлялся в Дамаск для преследования иудеохристиан, ему было небесное «откровение». Это событие описывается три раза в Деяниях, и между этими описаниями существуют многочисленные несовпадения, что в свою очередь свидетельствует о существовании различных версий о том, что Павел увидел и услышал в этот момент. Ясно то, что по убеждению Павла ему явился воскресший Йешуа (которого он впоследствии называет «Господь»), и велел ему проповедовать новообретенную веру по всему свету.

1

 Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск. 1601

Последующие сведения о Павле, его миссионерской деятельности и развитии его воззрений на смысл пришествия Христа, христовой жертвенной смерти и воскресения и космическом значении этих событий, мы черпаем из его посланий, которые он писал членам основанных им общин. Павла интересовал не образ исторического Йешуа, реального еврея из Галилеи, а небесный «Господь», умерший за грехи всего рода людского, избавивший человечество от власти греха и смерти (равно как и Торы), и явившийся ему с небес по дороге в Дамаск. Очень быстро Павел осознал, что в его новой системе координат Тора утеряла свой смысл[v],более того – в его глазах она являлась помехой на пути к созданию однородных общин, в рамках которых евреи и неевреи были бы совершенно равноправными членами и общались между собой без каких-либо ограничений. Однородности общин можно было бы добиться путем иудаизации христиан из язычников (именно так и считали оппоненты Павла)[vi], однако Павел настаивал на том, что неевреи не должны принимать на себя «бремя заповедей» иудейской Торы. Параллельно с этим, Павел напрочь отказывался примириться с тем, чтобы неевреи считались «второсортными» членами общин, и настаивал на разрушении каких-либо ограничений в общении между ними и евреями, верующими в Христа. Стоит отметить, что, вне всякого сомнения, большая часть иудеохристиан на первых порах продолжала соблюдать заповеди Торы как и прежде, и позиция Павла была в их глазах дикостью. В отличие от традиционных интерпретаций, современные ученые практически единогласно считают, что наибольшая часть полемики Павла в отношении иудаизма направлена в адрес других иудеохристиан, считавших, что язычники, обращающиеся в христианство, должны соблюдать Тору.

3

Св. Павел в Листре. Карел Дуджардин, 1663, Амстердам

Обычно при обсуждении теологических различий между христианством и иудаизмом большое внимание уделяется вопросу обожествления Христа. Не отрицая важности этой проблематики, следует обратить внимание на следующее: процесс обожествления Христа длился десятилетия, даже столетия; в первые декады существования христианства большинство христианских авторов придерживалось амбивалентных позиций в вопросе о божественной сущности Христа. Сам Павел, несмотря на то, что иногда применяет по отношению к Йешуа термины и эпитеты, обычно используемые в иудаизме только по отношению к самому Всевышнему, одновременно продолжает настаивать на том, что Бог – один. Поскольку у Павла отсутствует понятие о «триединстве» Бога (впервые эту концепцию, с трудом, начали формулировать только в IV в н. э.), то современные исследователи продолжают пытаться понять, что же он все-таки имел в виду. Так или иначе, с исторической точки зрения именно разрушение Павлом и его единомышленниками рамок еврейской общины и пренебрежение Торой (а не обожествление Христа) послужило главным катализатором разрыва между иудаизмом и христианством[vii].

Основным результатом успешной миссионерской деятельности Павла явился новый, созданный им социум[viii]. Как уже было сказано выше, в основанных им христианских общинах Павел настаивал на равенстве верующих в Христа евреев и неевреев,  и на полноправной принадлежности вторых к «богоизбранному народу» –– посредством веры в Христа, без какой-либо связи с соблюдением партикуляристских иудейских законов[ix].В то время как традиционный иудаизм считал, что основой завета между Богом Израиля и Его избранным народом является Тора, Павел считал, что этой основой является Христос. Само собой разумеется, что при таком подходе для Торы не оставалось места, и она становилась излишней. Другими словами, своей деятельностью Павел создал альтернативу еврейскому национальному единству, а именно – христианские общины, члены которых продолжили применять по отношению к себе весь спектр терминологии, описывающей взаимоотношения народа Израиля с его Богом. Именно эта ситуация послужила основным катализатором становления христианства как самостоятельной религии отдельно от иудаизма. Но поскольку Павел также настаивал на преемственности между своими общинами и Израилем, последствия его теологии и практики для последующей истории отношений между иудаизмом и христианством были поистине катастрофическими.

Как уже было отмечено выше, для раннего христианства Павел скорее был исключением из правил, чем нормой. Иудео-христианская литература первых веков н. э. в основном относится к Павлу с неприязнью, и даже с открытой враждой[x]. Иудеохристиане, продолжавшие соблюдать заповеди Торы и остававшиеся частью народа Израиля, были скомпрометированы его стремлением стереть границу между евреями и неевреями, так же как и его пренебрежением Торой и еврейской традицией. Однако дальнейшее развитие христианства сложилось таким образом, что т. н. «павлинистическая» версия стала доминирующей и нормативной, в то время как другие течения либо исчезли, либо были подавлены церковными властями. Эта участь не миновала и иудеохристиан, которые, с одной стороны, занимали маргинальные позиции в еврейском обществе, а с другой – считались еретиками в глазах подавляющего большинства христиан.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.