Забытый царь Яровам II
Знаете ли вы о царе Яроваме II? Если нет, то вы, скорее всего, не одиноки. Библия говорит о нем очень мало – несмотря на то, что он правил значительной ближневосточной территорией на протяжение четырех десятилетий. Вместе с тем, вы наверняка знаете о великих еврейских царях Шауле, Давиде и Шломо (Соломоне) – несмотря на то, что многие исследователи сомневаются в существовании единого еврейского царства.
Между тем, в последние годы, на основании археологических данных и текстологических исследований, возникла новая гипотеза, в которой место великих еврейских царей занял практически забытый Яровам II. Согласно этой теории, единое еврейское царство в какой-то момент действительно существовало, и даже владело значительной частью современной Сирии и Иордании. Однако создал его никто иной, как упомянутый Яровам, почти на 200 лет позже Давида и Шломо.
Более того, согласно этой гипотезе, Иерусалимом владело Северное царство (Израиль), а не Южное (Иудея), как утверждает Библия! Почему же Писание говорит обратное? Да потому, что оно писалось больше чем через сто лет после смерти Яровама, в иудейском Иерусалиме, при царе Иосии, которому необходимо было идеологическое обоснование собственной экспансионистской политики.
Именно жизнь Яровама II вдохновила Йосию и его писцов на создание истории о могущественной империи Давида и Шломо. Так, по крайней мере, считает профессор Исраэль Финкельштейн из тель-авивского университета, ведущий специалист по библейской археологии.
На протяжение научной карьеры Финкельштейн неизменно убеждал коллег прекратить интерпретировать археологические находки так, чтобы они соответствовали библейскому нарративу. По его мнению, ученые не должны ориентироваться на Писание, но руководствоваться исключительно результатами раскопок и современными научными методами.
Согласно Писанию, в XI – X вв. до н.э. все двенадцать колен Израиле объединились под властью могущественных царей, Шауля, Давида и Шломо. Однако сын Шломо Рехавам не сумел сохранить единое государство: все колена, кроме Йегуды, восстали против него и создали отдельное царство к северу от Иерусалима. Его первым правителем стал Яровам I из колена Эфраима.
Некоторые археологи давно сомневаются в исторической достоверности этого сюжета. Так, по мнению, Финкельштейна, монументальные развалины, найденные в разных частях Израиля, от Мегиддо до Хацора и Гезера, и считающиеся свидетельством упомянутой в Библии строительной кампании царя Шломо, были неверно датированы. По мнению тель-авивского археологи, все эти здания были возведены на сто лет позже легендарного царя, и были возведены правителями Северного царства, которых Писание считает вероотступниками.
По словам Финкельштейна, в то время как в центре библейского нарратива находятся Иудея и Иерусалим, археология и древние ближневосточные тексты свидетельствуют, что Израиль был гораздо более развитым, могущественным и влиятельным царством, боровшимся за гегемонию во всем Леванте.
Археологи спорят относительно размеров и влияния Иерусалима в Х веке до н.э. Однако на сегодняшний день практически нет свидетельства, что родоначальники дома Давида правили чем-то большим, чем городом-государством в Иудейских горах.
Как уже было сказано, Финкельштейн и его единомышленники полагают, что история единого царства возникла в VII веке до н.э, при царе Йосии? Однако зачем это понадобилось Иосии и его писцам?
Когда Йосия взошел на престол, Северное царство было давно захвачено и уничтожено Ассирией. Однако Ассирийская империя, в свою очередь, тоже погибла, что позволило Йосии расширить свои владения за счет бывших израильских территорий. Идея, что в стародавние времена существовало единое еврейске царство со столицей в Иерусалиме могла послужить замечательным оправданием экспансионистских планов Йосии и его призывов к национальному единству.
Однако откуда Йосия и его соратники позаимствовали саму идею единого царства. По мнению Финкельштейна, возможно, иудейского царя вдохновил образ Яровама II, который действительно правил большим государством с 788 по 747 до н.э.
Намеки на это есть и в Библии. Написанная с про-иудейских позиций, Книга Царей называет Яровами таким же грешником, как и других царей Израиля. Тем не менее, автор сквозь зубы упоминает обширные завоевания Яровама, и даже называет его спасителем Израиля:
Воцарился Яровам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и царствовал сорок один год, и делал он неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Яровама, сына Навата, который ввел Израиля в грех. Он восстановил пределы Израиля, от входа в Эмаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израиля, которое Он изрек чрез раба Своего Иону. Ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Яровоама. Прочее об Яроваме и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, как он воевал и как возвратил Израилю Дамаск и Эмаф, принадлежавший Иуде, написано в летописи царей Израильских.
Млахим II, 14:24-28
По мнению Финкельштейна, автор текста должен был обличать царей Северного царства, но, в то же время, помнил, что Яровам был великим правителем. Чтобы разрешить это противоречие, он сказал, что это Бог Израиля даровал ему силу и позволил значительно расширить территорию своего царства.
По мнению исследователя, утверждение, что Яровам захватил Дамаск, скорее всего, является преувеличением. Тем не менее, археологи подтверждают, что в это время Северное царство значительно расширило свою территорию, возможно, вплоть до Дана, Дараа в южной Сирии и Ирбида в северной Иордании.
Кроме того, хотя Библия описывает Дан как часть единого царства, еврейские надписи, найденные в этом месте, свидетельствуют о еврейском присутствие не раньше VIII века до н.э. Соответственно, говорит Финкельштейн, он не мог быть частью империи Давида и Шломо.
Яровам так же расширил свои владения в южном Леванте. Еврейские надписи VIII века до н.э., найденные в Кунтилет Ажруде в Синайской пустыне, безусловно свидетельствуют о еврейском присутствие в этом районе. Кроме того, найденные обращения к «Яхве Теймана и его Ашере» и «Яхве Шомрона и его Ашере» свидетельствует, что культ Всевышнего не ограничивался Иерусалимом, но отправлялся в самых разных местах, включая столицу Яровама Шомрон. (Упоминание Ашеры указывает, что в те времена Бог Израиля, возможно, был не единственным божеством еврейского пантеона, но имел супругу-богиню).
Еще южнее, около порта Эйлат, археологи нашли руины старинной крепости, так же VIII века до н.э. Это позволило предположить, что библейский Эцион-Гавер, который Писание называет морской базой царя Шломо, на самом деле был построен позже, в качестве одной из крепостей Яровама II.
И наконец, существуют убедительные данные, позволяющие предположить, что при Яроваме II Израиль, прямо или косвенно, контролировал Иудею и Иерусалим. Недавние раскопки, проведенные Финкельштейном в Кирьят-Яарим, древнем поселении в 10 километрах к западу от Иерусалиме, обнаружили израильский город VIII века до н.э. Возможно, эта крепость, расположенная в непосредственной близости от иудейской столицы, обеспечивала контроль над Иерусалимом. Иными словами, не исключено, что два царства, Северное и Южное, объединились – под властью Шомрона!
Библия так же подтверждаем, что в это время Иудея была вассалом Израиля – после того, как отец Яровама победил царя Иудеи Амасию в битве при Бейт-Шемеше, и разрушил стены Иерусалима:
И разбиты были иудеи израильтянами, и разбежались по шатрам своим. И Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Охозиина, захватил Иоас, царь Израильский, в Бейт-Шемеше, и пошел в Иерусалим и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Эфраима до ворот угольных на четыреста локтей. И взял все золото и серебро, и все сосуды, какие нашлись в доме Господнем и в сокровищницах царского дома, и заложников, и возвратился в Шомрон.
Млахим II, 14:12-14
Карта обширных владений Яровама II, простиравшихся от Эйлата на юге до Дана на севере (или дальше), поразительно напоминает карту единого царства Шломо, какой она предстает, к примеру, из списка царских наместников в 4-й главе 2-й книге Царей. Однако, по мнению Финкельштейна, Шломо никогда не владел этими землями, и речь идет о государстве Яровама. Иными словами, «панизраильская» идеология возникла в Северном царстве, однако воспользовалась ею Иудея, когда Израиль давно перестал существовать.
Согласно Писанию, Шломо правил богатой процветающей державой, ставшей центром международной торговли. По словам Финкельштейна, это описание так же больше подходит Северному царству Яровама. Археологические данные свидетельствуют, что в это время Израиль торговал с Грецией, Кипром, Египтом и даже своим будущим завоевателем, Ассирией. Что касается Иудеи Х века до н.э., что никаких признаков бойкой международной торговли исследователи не находят.
Иными словами, можно предположить, что иудейские писцы использовали границы и другие реалии державы Яровами, создавая образ (мифического) единого царства Давида и Шломо.
Некоторые другие исследователи – например, коллега Финкельштейна французский археолог Томас Ромер – так же считают, что Давиду и Шломо были приписаны достижения Яровама II. Более того, по их мнению, это, возможно, справедливо и в отношении первого царя Северного царства, Яровама I. Согласно Писанию, чтобы его подданные не стремились в Иерусалим, Яровама I воздвиг двух золотых тельцов, в Бейт-Эле и в Дане. Однако, как уже было сказано, археологи считают, что Дан стал еврейским только в VIII веке до н.э. Следовательно, можно предположить, что тельца в этом месте воздвиг Яровам II, а библейские авторы приписали это деяние его предшественнику и тезке.
Разумеется, возникает вопрос, откуда иудейские писцы VII века до н.э. так много знали о деяниях израильского царя, правившего почти за сто лет до этого. Этот вопрос является частью другой загадки: откуда авторы Библии черпали столь точные сведения (подтверждаемые, например, ассирийскими источниками) о царях Израиля и Иудеи, правивших в VIII и даже IX веке до н.э.
Скорее всего, хроники Яровама II и других северных царей попали в Иерусалим в письменном виде – возможно, вместе с беженцами, бежавшими в Иудею от ассирийского вторжения. В Северном царстве, несомненно, хватало интеллектуалов, способных создавать исторические, поэтические и религиозные тексты. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные надписи, найденные на территории Израиля.
По мнению Финкельштейна, у иудейских писцов могло быть несколько причин использовать эти северные летописи при создании собственных текстов. Во-первых, как уже было сказано, они служили оправданием собственных территориальных амбиций царей Иудеи. Во-вторых, сохранение северной традиции и ее включение в «общенациональный» нарратив должно было облегчить интеграцию беженцев из Израиля. И, наконец, после соответствующей теологической обработки эти тексты можно было использовать для объяснения гибели Северного царства, якобы наказанного за грехи его правителей, а так же – чтобы лишний раз подчеркнуть, что Иерусалим является единственным легитимным центром культа Бога Израиля.
В научном мире у гипотезы Финкельштейна есть, разумеется, немало противников. Тем не менее, реконструкция ведущего израильского археолога показалась нам заслуживающей внимания
По материалам газеты Ha-Aretz