next perv

С лопатой и Библией: в поисках скинии



Вскоре после Синайского откровения Всевышний повелел евреям воздвигнуть скинию – портативное святилищe. При этом Бог сказал Моше: «Пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди них» (Шмот, 25:8). В скинии находились жертвенник, ковчег Завета, в котором хранились скрижали, золотой семисвечник (Менора) и стол хлебов предложения. В книге Исход (Шмот) приводится подробнейшее описание всех элементов скинии – завес, столбов, подножий, кольев и т.д.  

Модель скинии

Во время сорокалетних скитаний по пустыне евреи переносили скинию с места на место, а после завоевания Ханаана установили ее в Шило, где, согласно Писанию, она пребывала 369 лет было местопребыванием скинии, в которой находился ковчег завета. С этим местом связана судьба первосвященника Эли и его воспитанника пророка Шмуэля – последнего израильского судьи, помазавшего на царство Шауля и Давида. Именно сюда приходила молиться Хана, жена Эльканы и мать будущего пророка Шмуэля.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Молитва Анны

В конце эпохи судей Шило было разрушено филистимлянами. Поздние библейские книги описывают Шило как опустошенное место, покинутое Богом и людьми. Псалмопевец жаловался:

«И покинул Он скинию в Шило, шатер, (в котором) обитал Он среди людей (Тегилим, 78:60).

Пророк Иеремию грозил современникам, что, если они не раскаются, Иерусалим ожидает такая же судьба, как прежнее место пребывания скинии:

«Ступайте же на место Мое в Шило, туда, где прежде водворил Я имя Мое, и посмотрите, что сделал Я с ним за злодеяния народа Моего, Израиля.  А теперь, за то что вы делали все эти дела, – сказал Господь, – и говорил Я вам (постоянно), а вы не внимали, и взывал Я к вам, а вы не отвечали,  сделаю Я с домом этим, который назван именем Моим, на который вы надеетесь, и с местом этим, которое Я дал вам и отцам вашим, так же, как сделал Я с Шило» (Иеремия, 7:12-14)

В наше время в районе Шило неоднократно проводились раскопки – в надежде найти какие-либо археологические подтверждения того, что в библейские времена в этом месте находилось иудейское святилище. Очередная экспедиция, состоящая из американских археологов и добровольцев, приступила к работе несколько недель назад, надеясь доказать с помощью лопаты, что Священное писание является не только боговдохновенным, но и историческим текстом. Руководит раскопками доктор Скотт Стриплинг, адьюнкт-профессор Хьюстонского баптистского университета и Библейской семинарии (кафедры Библии и Библейской истории, соответственно). Помимо привычных лопат, ученые намерены использовать новейшие археологические технологии, часть из которых в Израиле еще не использовалась.

Впрочем, от большинства современных израильских экспедиций эту экспедицию отличают не только новейшие металлоискатели и дигитальные технологии, но прежде всего – непоколебимая религиозная вера, что они непременно найдут то, что ищут. Раскопки в Шило –  один из многих археологических проектов, осуществляемых различными христианскими организациями с целью доказать историческую достоверность Библии. В свое время этот подход был характерен и для израильской археологии. Однако со временем израильские ученые от него отказались.

Стриплинг рассчитывает, что раскопки продлятся несколько десятилетий. Результаты второго сезона выглядят обнадеживающе – археологи обнаружили 10 огромных глиняных сосудов, изготовленных до эпохи I Храма. Поскольку такие сосуды стоили дорого, ученые полагают, что находка может свидетельствовать, что это место было оставлено жителями в спешке – именно так, как сказано в Библии. Кроме того, археологи нашли ритуальную чашу. Некоторые видят в этом свидетельство, что еврейское святилище находилось где-то рядом.

Первые раскопки в Шило были проведены в 1922 году датской экспедицией. Позже, в 1926-32 годах, на этом месте работали три датские команды. Последние масштабные раскопки в Шило проводились в 1981-84 годах, под руководством известного израильского археолога проф. Исраэля Финкильштейна, одного из создателей радикальной ревизионистской школы древней еврейской истории, опирающейся исключительно на результаты археологических исследований, а не на библейский нарратив.

Финкильштейн не только не нашел скинии, но и не ожидал, что ее найдет. «Я глубоко убежден, что следует проводить археологические исследования наилучшими методами, и толковать Библию, используя наилучшие методы. Нет никакой необходимости начинать работу с предпосылки о необходимости подтвердить или опровергнуть историческую достоверность того или иного библейского текста», – определяет свою позицию ученый.

«Библейские тексты следует читать в контексте эпохи их написания, с учетом идеологии их авторов, и т.д.  Невозможно подходить к ним упрощенно. Библейская история ковчега Завета восхитительна. Однако она рассказывает нам лишь о мире ее авторов, живших спустя несколько веков после разрушения Шило», – говорит Финкильштейн.

В отличие от Финкильштейна, Стриплинг однозначно заявил: «Некоторые говорят, что Библия недостоверна. Мы находим ее вполне достоверной. Мы рассматриваем Библию как серьезный исторический документ».

Источник: The times of Israel

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.