next perv

Поиск исторического Иисуса



Недавно меня попросили рассказать о стоящих книгах на русском языке. Выбор невелик. И почти все – книги, скорее, компетентные, чем методологически удачные. Некоторые важные научные школы не представлены вообще. Но кое-что ценное есть…

1. Э. Сандерс, “Иисус и иудаизм” (М.: Мысль, 2012). Сандерса особенно ценят за то, что в 1970-е годы он создал новый образ иудаизма 1 века. (Это не законническая религия, в которой пытались сквитаться с Богом заслугами.) Среди прочего, он в 1985 году написал эту книгу, давшую новый стимул концепции Иисуса как эсхатологического пророка. Сейчас книга чуть устарела (методологически), но все еще авторитетна. 

2. М. Хенгель, А. Швемер, “Иисус и иудаизм” (М.: ББИ, 2016). Хенгель – один из самых влиятельных ученых ХХ века. C 1969 года он преобразил научные представления об иудаизме 1 века больше, чем кто-либо за последние века. Говорят о “революции Хенгеля”. Он показал, что иудаизм времен Иисуса был эллинизированным даже в Палестине. (Впоследствии это подтвердили многие другие ученые.) Также в Иерусалиме жило довольно много грекоязычных евреев, у которых были свои синагоги…К сожалению, работы Хенгеля об Иисусе не чужды конфессиональной предвзятости, а потому их вклад не столь долговечен. Но эта книга – плод многолетних размышлений мэтра, и читать ее надо.

3. Б. Эрман, “Иисус до Евангелий” (М.: ЭКСМО, 2018). Единственная (!) передовая работа во всем списке, хотя и популярная. Автор стал поп-звездой со своими бестселлерами, но он классный текстолог, автор монографий о том, как ортодоксы искажали рукописи и создавали фейки. Почти все его книги об Иисусе несколько вторичны и поверхностны. Но эту – я бы сделал обязательным чтением для всех, независимо от рода занятий. Опираясь на исследования по теории памяти, она показывает, чего зачастую стоят воспоминания очевидцев, и применяет это к преданиям раннего христианства. (Для эрудиции можно почитать и другие книги Эрмана. Прав он или неправ, у него дар рассказывать интересно и остро.)

Справочники

4. “Словарь Нового Завета. Том 1. Иисус и Евангелия”; ред. Дж. Грин, С. Макнайт, Г. Маршалл (М.: ББИ, 2003). Консервативная подача материала. Уровень неровный, но в целом, неплохо.


5. “Словарь Нового Завета. Том 2. Мир Нового Завета”, ред. Р. Мартин, Д. Рейд, К. Эванс (М.: ББИ, 2010). Полезно.

Популярные книги, написанные крупными учеными

6. М. Борг, “Бунтарь Иисус” (М.: ЭКСМО, 2009). Одного из немногого, что есть на русском языке от интересной научной школы вокруг семинара по Иисусу. При всей симпатии к Боргу, его популярные книжки не доносят до читателя представление об огромной работе, проделанной представителями данной школы. Хотя возможно, он и прав в выводах. 


7. Дж. Данн, “Новый взгляд на Иисуса” (М.: ББИ, 2009). Брошюра для ленивых, но в популярной форме описывает взгляды критического мейнстрима. Лично я очень люблю и ценю Данна, хотя далеко не во всем с ним согласен. Его классическую книгу “Единство и многообразие в Новом Завете” (М.: ББИ, 2009) я бы советовал читать всем как учебник. (Учитывая, что есть и другие взгляды.)


8. Дж. Тейбор, “Династия Иисуса” (М.: АСТ, 2008). Фантазия уносит его дальше, чем может позволить строгая методология, которой он подчас пренебрегает. Но ему всегда есть, что сказать. Бывает интересно.

Отдельно хочу сказать о книгах, написанных консервативными учеными, у которых конфессиональная пристрастность больше, чем надо бы.

9. К. Эванс, “Иисус глазами ученых” (М.: ЭКСМО, 2011), “Иисус и его мир” (М.: ЭКСМО, 2015), “Иисус против священников” (М.: ЭКСМО, 2016). Автор хорошо знает ветхозаветный контекст и иудаизм второго Храма. А вот его же книга “Сфабрикованный Иисус” (М.: ЭКСМО, 2009) не очень удачна: критика в адрес оппонентов необъективна.


10. Н. Т. Райт, “Иисус и победа Бога” (М.: ББИ, 2004), “Воскресение Сына Божьего” (М.: ББИ, 2011), “Новый Завет и народ Божий” (Черкассы: Коллоквиум, 2013) и т.д. Крупный специалист по Павлу. Его работы в русле “поиска” необъективны и некритичны, но и здесь есть ценные идеи. Особенно любопытна, хотя и сомнительна, его попытка переосмыслить иудейскую апокалиптику. Я заметил, что в нашей стране некоторые благочестивые читатели, на дух не переносящие “поиск”, допускают его в варианте Райта. (Верующим людям еще нравятся популярные комментарии Райта на новозаветные книги.)


11. Р. Бокэм, “Иисус глазами очевидцев” (М.: ЭКСМО, 2011), “Иисус и женщины” (М.: ЭКСМО, 2015). Незаурядный ученый с массой свежих идей. Читать его всегда интересно, хотя налицо апологетический подтекст, а тезис о контролируемой традиции – выдача желаемого за действительное. 

(Относительно) старая классика

12. Ч. Додд, “Основатель христианства” (М.: Наука, 1993). Популярная книга (есть в интернете) 1971 года, но не лишенная ценности. Думаю, Додд был прав в своей оппозиции “пан-апокалиптической” школе. 


13. Д. Флуссер, “Иисус” (в издании: Д. Флуссер, Р. Бультман, Загадка Христа (М. ЭКСМО, 2009)). Старая классика (1968). Сейчас его стали забывать, а он был одним из величайших в знатоков древнего иудаизма. Книга аргументировала глубокую принадлежность Иисуса к миру иудаизма и повлияла на взгляды поколения ученых. По нынешним меркам, нет методологической строгости. Но это можно сказать обо всех исследованиях, написанных до конца 1980-х годов. По сути, только после семинара по Иисусу, Кроссана, Майера и Мэка дискуссия вышла на новый уровень.


14. И. Иеремиас, “Богословие Нового Завета: провозвестие Иисуса” (М.: “Восточная литература”, 1999). Противоположность Додду: Иисус как апокалиптический пророк. Еще он очень известен своей книгой о притчах..

15. Г. Тайсен, “Тень Галилеянина” (М.: Флюид, 2006). Необычная вещь: роман (!) о евангельских событиях, написанный профессоорм Гейдельбергского университета и видным исследователем жизни Иисуса. Снабжен научными пояснениями, сделанными в остроумной форме: после каждой главы автор отвечает на ворчливые комментарии некоего “доктора Кратцингера”, за чьим образом угадывается, разумеется, персонаж, идуший в моем списке под номером 16.)) Соглашаться с Тайсеном или нет, читать его всегда стоит. Ярок, интересен. 
***
Кстати, и о Кратцингере…Вот он, человек, который расставит точки над “и”…


16. Бенедикт XVI, “Иисус из Назарета” (СПб.: Азбука-классика, 2009), “Иисус из Назарета. Часть вторая: от Входа в Иерусалим до Воскресения” (М.: Издательство Францисканцев, 2014), “Иисус из Назарета: детство” (М.: Издательство францисканцев, 2015). 
Благочестивый конец списка.)) Приятно видеть культурного человека на таком верху, но это не наука. И вызовом критическому мейнстриму (уже не говоря о более радикальных скептиках) его книги не станут, ибо многие проблемы даже не упомянуты. Не самый близкий мне автор, прямо скажем, но ознакомиться стоит, особенно более традиционным верующим, которым дискомфортна тематика “поиска исторического Иисуса”, но хочется “чего-то почитать” по теме.

Глеб Ястребов – заведующий кафедрой Священного писания и библейских дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Оригинал опубликован в фейсбуке автора.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.