Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом. Становление института гиюра
В праздник Шавуот во многих синагогах читают библейскую книгу Рут. Этому есть два объяснения. Во-первых, в этот день, согласно традиции, родился и умер внук Рут царь Давид. А во-вторых, в Шавуот, праздник дарования Торы, все евреи подобны прозелитам, а моавитянка Рут считается архитепичной прозелиткой.
В библейские времена к еврейскому народу присоединилось множество иноплеменников, прежде всего посредством смешанных браков: «И жили сыны Израиля среди хананеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, евеев, и иевусеев, и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их» (Шофтим, 3:5). Жены-нееврейки было у некоторых судей и царей Израиля (Шимшон, Шломо). Тем не менее, за исключением книги Рут, мы не видим ни одного примера, чтобы кто-то из иноплеменников изъявлял желание присоединиться к еврейскому народу, или принимались какие-либо меры по «натурализации» их или их потомков. При этом в «еврействе» последних – например, первого царя Иудеи Рехавама, сына Шломо и амонитянки Наамы похоже, никто не сомневался. (Позже Рамбам будет утверждать, что жены Шломо якобы были обращены в иудаизм).
Лишь в эпоху 2 Храма ситуация меняется. Начиная с восстания Хасмонеев, в источниках появляются свидетельства о неевреях, желающих стать иудеями, и о том, что именно от них для этого требовалось. Правда, первое соответствующее свидетельство носит явно легендарный характер. Согласно 2 книге Маккавеев, царь Антиох Епифан, потерпев ряд поражений и к тому же тяжело заболев, раскаялся в своей прежней политике, обещал даровать иудеям и Иерусалиму множество льгот, «а сверх того, сам сделаюсь иудеем и, проходя по всякому обитаемому месту, буду возвещать силу Божию» (2 Маккавеев, 9:17).
Следующий прозелит, о котором сообщают источники, является и вовсе литературным персонажем. Согласно Книге Юдифь, в войске Олоферна, вторгшемся в Иудею, был некто «Ахиор, предводитель всех сынов Аммона». Накануне кампании он тщетно отговаривал Олоферна от войны с иудеями, напоминая о многочисленных чудесах, совершенных Всевышним ради спасения своего народа. Когда же Олоферн был обезглавлен Юдифью, а его войско бежало, «Ахиор, видя все, что сделал Бог Израиля, искренно уверовал в Бога, обрезал крайнюю плоть свою и присоединился к дому Израиля, даже до сего дня» (Юдифь, 8:7).
Несмотря на то, что речь идет о художественном произведении, этот источник для нас крайне важен. Ведь в нем впервые упоминается, что для того, чтобы стать евреем, нееврей должен сделать обрезание. Первое упоминание о реальных прозелитах относится к правлению Гиркана I (134 – 104 до н.э.), который, захватив Идумею, обратил в иудаизм местных жителей. Существует три источника, как происходило это обращение. Согласно Страбону (География, 16:34) , идумеи добровольно «присоединились к иудеям и переняли их обычаи». Однако два других автора, некий Птолемей и Иосиф Флавий, настаивают, что обращение носило насильственный характер: «Гиркан взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумеян, позволил им оставаться в стране, но лишь с условием, чтобы они приняли обрезание и стали жить по законам иудейским. Идумеяне действительно из любви к отчизне приняли обряд обрезания и построили вообще всю свою жизнь по иудейскому образцу. С этого самого времени они совершенно стали иудеями» ( Иудейские древности, 13:9:1 ).
Политику насильственного обращения продолжал и следующий правитель из династии Хасмонеев, Александр Янай: «Около этого же времени иудеи успели овладеть целым рядом сирийских, идумейских и финикийских городов, а именно приморскими городами: Башнею Стратоновою, Аполлониею, Яффою, Ямниею, Азотом… Пеллою (этот город они разрушили до основания, так как жители не согласились принять иудейские обычаи) и другими главнейшими сирийскими городами, которые они уничтожали дотла» (там же, 13:15:4).
У Флавия мы находим еще два рассказа об обращении иноплеменников. В «Древностях» он сообщает о том, как евреями стали правитель Адиабены Изат и его ближайшие родственники. Несмотря на глубокую веру в Бога Израиля, Изат долго тянул с окончательным решением, однако убежденный неким Элиэзером из Галилеи, «перестал откладывать дело, но перешел в другую комнату, позвал врача и велел ему совершить операцию». А в «Иудейской войне» – о том, восставшие иудеи, вероломно перебившие группу римских солдат, доверившихся их слову и сложивших оружие, пощадили их командира Метилия «потому что он слезно умолял их даровать ему жизнь‚ обещав принять иудейскую веру‚ даже дать себя обрезать» ( Иудейская война, 2:17:10 ).
О том, что для перехода в иудаизм нееврею нужно сделать обрезание, знали и римские авторы. Так, Ювенал (Сатиры, 14:96-106), насмехаясь над человеком, чей отец стал евреем, писал:
Выпал по жребью иным отец –
почитатель субботы:
Лишь к облакам их молитвы идут
и к небесному своду;
Также запретна свинина для них,
как и мясо людское,
Ради завета отцов (от которой
воздерживался отец); они крайнюю плоть обрезают…
А Корнелий Тацит ( История, 5:5:2) говорил о евреях и их обычаях: «Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе…Чтоб отличать своих, они ввели обрезание. Принявшие их обычаи поступают так же».
Итак, согласно имеющимся источникам, в эпоху 2 Храма нееврей, решивший стать евреем, должен бы сделать обрезание. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: поскольку среди тогдашних прозелитов были не только мужчины, но и женщины (например, мать упомянутого правителя Адиабены Елена), которых, естественно, никто не обрезал – существовала ли какая-либо формальная «техническая процедура» для женского обращения? С большой вероятностью, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Об этом, в частности, свидетельствует «Повесть об Иосифе и Асенефе» – памятник греко-еврейской литературы II-I вв. до н.э., рассказывающий о том, как Йосеф Прекрасный женился на дочери египетского жреца Потифера. Согласно этой повести, после того, как Йосеф заявил Асенефе, что не может жениться на нееврейке, девушка «взяла также золотых и серебряных богов, которым не было ни числа, ни счёта, и выбросила их в окно из горницы», и предалась посту и молитве, после чего ей явился ангел и назвал ее чистой. Йосефу, явившемуся наутро, девушка сказала: «Я – раба твоя, Асенефа, которая по повелению твоему выбросила всех своих идолов и уничтожила. Сегодня приходил ко мне некий муж, который дал мне хлеб жизни и вино благословения, сказав: вот я отдаю тебя как вечную невесту Иосифу». Для Йосефа этого оказалось достаточным, чтобы без промедлений взять Асенефу в жены. Поскольку ангелы, очевидно, являлись далеко не всем потенциальным прозелиткам, можно предположить, что заявления о желании стать еврейской в их случае было достаточно.
Эта «несправедливость» была исправлена мудрецами Талмуда, одновременно «усложнивших» обращение и для мужчин. Согласно трактату Йевамот 47а-б , мужчине, который хочет стать евреем, помимо обрезания необходимо окунуться в микву. Последнее требовалось и от женщин:
Совершают ему обрезание немедленно.. [Когда] он выздоравливает — очищают его в микве немедленно, и два знатока Торы стоят над ним и сообщают ему некоторые из легких заповедей и некоторые из трудных заповедей. Окунулся в микве и вышел из нее — теперь он как урожденный еврей во всех отношениях… Женщина — женщины [-еврейки] усаживают ее так, чтобы вода дошла ей до шеи, и два знатока Торы стоят снаружи и сообщают ей некоторые из легких заповедей и некоторые из трудных заповедей.
Разумеется, еврейские законы обращения более сложны, а их практическое применение менялось от эпохи к эпохи. Однако общий принцип, приведенный в Талмуде, остался неизменным до наших дней:
И так же — на все поколения: когда захочет нееврей войти в [Божественный] завет и укрыться под крыльями Шхины и примет на себя бремя Торы, он должен [совершить] обрезание, очищение в микве и вызвать благоволение [Всевышнего], совершив жертвоприношение. А если это женщина — то [она обязана совершить лишь] очищение в микве и жертвоприношение.
Рамбам, Мишне Тора, Законы запрещенных связей, 13:4