Когда приблизился он к Египту
Когда приблизился он к Египту и далее – сюжет о «жене-сестре», встречающийся также в главах 20 и 26, вызвал к жизни огромное число комментариев. Во всех трех случаях (Быт 12; 20; 26) герой вместе с женой приходит в чужое место; опасаясь, что его убьют из-за нее, он выдает ее за сестру; местный правитель или один из местных жителей забирает (пытается забрать) ее к себе; Бог насылает (собирается наслать) на это место небесные кары; испуганный правитель возвращает жену герою, и они уходят с большим прибавлением в имуществе.
Бросается в глаза «безнравственность» данного сюжета, особенно явственная в такой этически ориентированной книге, как Библия. Поэтому естественны попытки оправдать героя, начинающиеся уже в версиях того же сюжета в главах 20 и 26 и продолжающиеся до нашего времени. Тем не менее остается вопрос, почему Аврам, этот «рыцарь веры», впоследствии не побоявшийся повести единственного сына на заклание, обнаруживает такое маловерие и малодушие. Этот вопрос можно отнести и к его сыну Йицхаку (Исааку) (глава 26). В нашем оправдании, однако, библейские герои не нуждаются. Видимо, здесь мы имеем дело с весьма архаическим пластом текста (текстуальной традиции), в котором первопредок выступает в качестве трикстера (мифологического плута).
Отождествление «первопредок – трикстер – оборотень» весьма характерно для архаических мифологий (мотив оборотничества можно найти в Быт 27). С первопредка начинается история группы; он приходит в мир, где ему ничего не принадлежит, и вынужден манипулировать границами и категориями окружающего мира, чтобы обрести место под солнцем. Первопредки евреев также появляются в мире уже устоявшемся и упорядоченном – появляются в качестве слабых и уязвимых скитальцев. С точки зрения классического еврейского сознания народ Израиля – самый поздний из народов мира (а не один из самых древних, как нам приятно думать сейчас). Обращение к древнейшим повествовательным формам, таким как рассказы о странствиях и плутовстве первопредков, более чем естественно для самосознания этих «поздних» людей.