Как возник библейский канон
Еврейская Библия представляет собой сборник из 24 древних книг, которые последователи иудаизма полагают священными. Однако как возник этот сборник? Кто и когда решал, какие книги должны, а какие не должны стать частью канона?
Этот процесс канонизации происходил не единовременно, во время какого-нибудь «вселенского собора». Напротив, он происходил постепенно, в три этапа. Эти этапы соответствовали трем главным разделам Библии; в процессе канонизации святость некоторых книг яростно оспаривалась.
Тора (Пятикнижие)
Первым этапом стало формирование сборника, известного как Тора («учение»), состоящего из пяти книг. На втором этапе появляется сборник из восьми пророческих книг. И лишь позднее формируется третий сборник, Писания, в результате чего еврейская Библия приобрела привычный нам вид.
Тора, или Пятикнижие, состоит из пяти книг: Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дварим. Берешит описывает сотворение мира и дальнейшую историю вплоть до иммиграции сынов Яакова в Египет. Вторая книга, Шмот, рассказывает о египетском рабстве и освобождении под руководством Моше. Оставшиеся три книги посвящены странствиям народа Израиля по пустыне.
На протяжение веков люди верили, что все Пятикнижие написал Моше. Так, в частности, сказано в Талмуде. Однако независимо от того, является ли Моше исторической фигурой, трудно поверить, что Тора была написана одним человеком – против этого свидетельствуют стилистические и языковые различия, противоречия в тексте, и т.д. Скорее всего, Тора была создана на основе более древних книг, впоследствии утраченных. Ученые спорят, где, когда и кем были написаны эти книги. Однако большинство из них не сомневается, что этот процесс растянулся на много лет, и в нем участвовали многочисленные авторы и редакторы.
Важным этапом формирования текста Пятикнижия стало правление иудейского царя Йосии (вторая половина VII века до н.э.). В 22 главе II книги царей рассказывается о «книге закона», случайно найденной в Храме во время ремонта. Этот рассказ, возникший, скорее всего, в эпоху Йосии, свидетельствует, что Торы как мы ее знаем в то время, видимо, еще не было. Содержание книги, «найденной» (а, скорее всего, написанной царскими писцами) явно было неизвестным; как утверждается, прочитав ее, Йосии приступил к религиозным реформам – «потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам» (22:13).
Руководствуясь описанием этих реформ, приведенном в следующей главе, исследователи полагают, что книга, «найденная» в Храме, представляла собой раннюю версию законов, приведенных в середине книге Дварим – поскольку эти законы не только предписывают действия, предпринятые Иосией, но и по своему языку похожи на язык, с помощью которого царские писцы описали его реформы.
Следующий раз Библия говорит о «книге Торы» в 8-й главе книги Нехемьи, когда евреи, вернувшиеся во главе с книжником Эзрой из вавилонского изгнания, устроили церемонию, в ходе которой они «сказали книжнику Ездре, чтоб он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (8:1). Точно так же, как в случае с книгой, найденной в дни Йосии, содержание книги, которую принес Эзра, оказалось для слушателей полной неожиданностью. В частности, они узнали, что им нужно строить куши (шалаши) на ближайший праздник Суккот. Видимо, Тора, прочитанная Эзрой, была неизвестна жителям из Иерусалима. Возможно, Эзра привез ее с собой из Вавилона. (Хотя этот эпизод свидетельствует, что Тора, с большой вероятностью, была отредактирована во время вавилонского изгнания, это не исключает возможности, что многие вошедшие в нее тексты были написаны еще до разрушения Храма).
Процесс канонизации текста Торы завершился вскоре после того, как Эзра прибыл в Иерусалим. Мы знаем об этом, поскольку после прибытия Эзры произошел раскол между иудеями и самаритянами. Поскольку обе общины пользуются одной и той же Торой, очевидно, что она была более-менее отредактирована еще до раскола. Таким образом, можно с большой степенью уверенности предположить, что процесс канонизации Торы начался во второй половине VII и завершился в IV веке до н.э.
Видели ли пророки Александра Македонского?
Библейский раздел «Пророки» состоит из двух блоков, по четыре книги в каждой. Первый блок состоит из т.н. «ранних пророков»; в него входят книги Йегошуа, Судей, Шмуэля и Царей. Ранние пророки описывают еврейскую историю, начиная с завоевания Ханаана: создание единого царства, его раскол на два независимых государства, Израиль и Иудею, завоевание Израиля Ассирией (720 до н.э.) и, наконец, покорение Иудеи Вавилоном (586 до н.э.).
Судя по всему, большая часть Ранних пророков была написана в годы правления Йосии. Скорее всего, царские писцы воспользовались материалом более ранних книг, ныне утраченных. Позже эти тексты были отредактированы и дополнены во время вавилонского изгнания или даже позже.
Второй блок, «Поздние пророки», так же состоит из 4 книг. Три книг т.н. «великих пророков», Исайи, Иеремии, Иехезкиля, были, судя по всему, написаны, соответственно, во времена I Храма (VIII-VII вв. до н.э.), эпоху падения Иудеи (586 до н.э.) и в начале вавилонского изгнания. Все три книги были отредактированы и дополнены в эпоху изгнания и даже позже.
Четвертая книга представляет собой компиляцию из 12 книг т.н. «малых пророков». Некоторые из этих книг были написаны до изгнания (Амос, Гошеа), другие – уже после разрушения I Храма (Хагай, Малахи). В какой-то момент эти книги были собраны в единый сборник. Однако когда это произошло?
В отличие от Пятикнижия, почитаемого и евреями, и самаритянами, книги пророков не считаются у самаритян священными. Поэтому, скорее всего, они были канонизированы уже после раскола, произошедшего в IV веке до н.э. С другой стороны, у нас есть серьезные основания предполагать, что это произошло вскоре после этого: канонизация, несомненно, произошла до того, как в 334-330 гг. до н.э. Александр Македонский сокрушил Персидскую империю. Это можно предположить, исходя из того, что никто из пророков не упомянул об этом судьбоносном событии. Если бы к этому времени текст еще не был «зафиксирован», наверняка в него вошло бы хотя бы одно «пророчество» об этом. Другой подсказкой является практически полное отсутствие греческих слов.
С учетом всего вышесказанного можно сказать, что, судя по всему, где-то в середине IV века до н.э. восторжествовало мнение, что эпоха пророчества закончилась. Об этом, в частности, свидетельствует книга одного из последних пророков, Захарии: «И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. И каждый скажет: я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего» (13:4-5) .
Именно тогда, по примеру канонизации Торы, произошла канонизация антологии, созданной в эпоху пророчества. Почти наверняка это произошло в Иерусалимском Храме. «Закрытый список» пророческих книг был, скорее всего. Создан в качестве превентивной меры против растущего числа якобы пророческих книг, создаваемых и циркулировавших в Иудее.
Писания
Последний раздел Библии, Писания, состоит из 13 книг самых разных жанров: пять «свитков» (Песня Песней, Эстер, Когелет, Рут и Эйха). Псалмы, Притчи, Иов, книга Эзры-Нехемии и две исторические хроники.
Многое исследователи полагают, что эти книги были написаны в эпоху 2 Храма (538 до н.э. – 70 н.э.), однако включают немало текстов, несомненно, созданных гораздо раньше, до вавилонского изгнания. Так же очевидно, что эти книги начали приобретать окончательную форму уже после канонизации Пророков – иначе невозможно объяснить, почему, к примеру, книга Даниэля не оказалась в числе пророческих.
Наиболее ранним свидетельством начала канонизации Писаний является неканоническая книга Бен-Сиры, написанная в начале II века до н.э. В ней автор упоминает три раздела Писания, соответствующие Торе, Пророкам и Писаниям:
Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей.
Бен-Сира, 39:1-3
Ок. 132 года до н.э. внук Бен-Сиры перевел книгу своего деда на греческий, снабдив ее предисловием, в котором он так же разделил Библию на три части:
Многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей, следовавших за ними.
Эти слова наглядно указывают, что процесс составления антологии, известной нам как Писания, уже начался, хотя к тому времени еще не закончился. О том, что этот процесс продолжался еще долго, свидетельствует тракта Иосифа Флавия «Против Апиона», написанный в начале II века н.э., в котором он утверждал, что Библия состоит из 22 книг:
У нас не великое множество книг, которые не согласовывались бы между собой и противоречили друг другу, а только двадцать две, содержащие летопись всех событий нашей истории, и они по справедливости почитаются боговдохновенными. Пять из них — книги Моисея, которые содержат законы и историческое предание от сотворения человека до смерти Моисея. Этот период времени составляет почти три тысячи лет. От смерти Моисея до царствования персидского царя Артаксеркса, преемника Ксеркса, жившие после Моисея пророки составили еще тринадцать книг с изложением событий. Остальные четыре книги содержат песнопения Богу и наставления людям в их повседневной жизни.
Против Апиона, 1:6
Первое упоминание о том, что в Библии 24 книги, мы находим а апокрифической III книге Эзры, написанной в I-III вв. н.э.
Написаны же были в сорок дней двадцать четыре книги.И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа.
14:44-46
Иными словами, уже после написания «Против Апиона» в библейский канон вошли две книги, которые Флавий считал неканоническими.
Книги, оскверняющие руки
Двумя книгами, вошедшими в канон позже других, наверняка являются Когелет и Песня Песен. Мы знаем об этом, поскольку Мишна приводит спор, имевший место в Галилее во II веке н.э. Согласно Ядаим, 3:5, ведущие мудрецы спорили, какие книги «оскверняют руки», т.е. являются священными (поскольку, согласно закону, только священные книги являются источником ритуальной нечистоты):
Все священные писания оскверняют руки. Песня Песней и Коѓелет оскверняют руки.
Сказал рабби Йеѓуда: Песня Песней оскверняет руки, Коѓелет же – вопрос спорный.
Сказал рабби Йоси: Коѓелет не оскверняют руки, что же до Песни Песней – вопрос спорный.
Сказал рабби Шимон: об Экклезиасте – одно из облегчений школы Шамая, и одно из устрожений школы Ѓилеля.
Сказал рабби Шимон бен Азай: я получил традицию от семидесяти двух старцев, в день, когда рабби Элазара бен Азарию сделали [главой] йешивы – Песня Песней и Коѓелет оскверняют руки.
Сказал рабби Акива: боже упаси! Нет в Израиле человека, который спорил бы, [утверждая], что Песня Песней не оскверняет руки. Ибо весь мир не достоин того дня, когда дана была Песня Песней Израилю, ибо все Писания – святые, а Песня Песней – святая святых. Поэтому если спорили – спорили только о Коѓелете/
Сказал рабби Йоханан бен Йеѓошуа, сын тестя рабби Акивы: по словам сына Азая – спорили и постановили.
Судя по всему, именно в это время библейский канон стал таким, как сегодня – 24 книги. Это не означает, что споры на этом прекратились. К примеру, в Талмуде (Мегила, 7а) приводится обширное обсуждение, в ходе которого мудрецы доказывают, что свиток Эстер был написан «в святом духе» – и приходят к выводу, что почти все доводы в пользу этого можно легко опровергнуть:
Сказал Шмуэль: если бы я был там, то сказал бы нечто более весомое, нежели все эти. Ведь сказано: «Установили и приняли иудеи…» (Эстер, 9: 27) – установили на Небесах то, что приняли на земле.
Сказал Рава: все [доказательства] можно опровергнуть, и лишь то, что привел Шмуэль, опровергнуть нельзя.
Во времена Талмуда предметом спора так же был статус книги Бен-Сиры. Мудрецы нередко цитировали ее так, словно она является частью Писания. Однако в конце концов победило мнение, что эта книга «не оскверняет руки» (Тосефта Ядаим, 2:5).
Книги, не вошедшие в канон, считались вредными. Рабби Акива прямо запрещал их читать, утверждая, что в противном случае еврей лишается «удела в мире грядущем» (Сангедрин, 10:1). Страшась такого наказания, евреи перестали их читать и, главное, копировать, и со временем были утрачены.
Вернее, почти утрачены. Некоторые из этих книг были переведены на греческий. Христиане читали и переписывали эти переводы, не страшась предупреждений мудрецов; часть из них вошло в различные христианские каноны, и благодаря этому избежали забвения. К их числу принадлежат Маккавейские книги, книга Юдифь и другие важные книги эпохи II Храма.
По материалам газеты Ha-Aretz.