next perv

Еврейская ангелология. Часть VII. Ангелы в апокрифах



В постбиблейской литературе ангелы неоднократно появляются в качестве самостоятельных существ, у которых есть имена и личные качества.

В эпоху II Храма считалось, что лишь величайшие пророки древности могли удостоиться непосредственного общения с Богом. Что же до более поздних откровений о конце дней и судьбе человечества, то их можно было получить лишь при посредничестве ангелов. Это привело к многочисленным попыткам понять природу и характер разных ангелов. Кроме того,  еврейская литература того времени интересовалась тайнами природы: астрономии, космогонии, ботаники, врачевания и т.д.  При этом считалось, что некоторые из этих сведений так же можно узнать только от ангелов.

На развитие иудейской ангелологии так же повлиял синкретический характер эллинистической эпохи. Благодаря халдейской премудрости (пользовавшейся престижем у евреев диаспоры, см., например, Даниэль, 1:4) евреи познакомились с многочисленными вавилонскими мифами: о сотворении мира, потопе, первых поколениях и т.д. Соответственно, они старались гармонизировать эти мифы с аналогичными библейскими сюжетами.  Древние месопотамские истории об отношениях богов и древних героях, а так же книги, содержащие «божественную» премудрость, нужно было как-то примирить с традиционным еврейским нарративом. Для того, чтобы избежать противоречия с монотеистическим характером еврейской религии, авторство соответствующих текстов стали приписывать ангелам.

Классическим примером может служить фигура Еноха, чей образ возник под влиянием вавилонских идей. Еврейский Енох стал создателем человеческой культуры, а также хранителем небесной премудрости, которой он поделился с первыми поколениями людей. Его авторитет зиждется исключительно на том, что он постоянно общается с ангелами:

Слова благословения Еноха, которыми он благословил избранных и праведных, которые будут жить в день скорби, когда все злые и нечестивые будут отвержены. И отвечал и сказал Енох, – праведный муж, которому были открыты Богом очи, – что он видел на небесах святое видение: “Его показали мне ангелы, и от них я слышал всё, и уразумел, что видел, но не для этого рода, а для родов отдалённых, которые явятся.

Енох I, 1:1-3

В других источниках аналогичные утверждения делаются по отношению к другим библейским героям, например, Метушелаху (Мафусаилу). Согласно книге Юбилеев, «он был с Ангелами Божиими в продолжение шести лет, и они показали ему все, что на земле и на небесах, господство солнца; и он записал все» (гл. 4).  В «Завещании двенадцати патриархов» третий сын праотца Яакова, Леви, говорит о себе:

И вот, разверзлись небеса, и ангел Господень сказал мне: Левий, Левий, войди! И взошел я на первое небо и узрел там великую воду висящую.  И еще увидел я второе небо, много более светлое и сияющее, высота же его была бесконечной. И сказал я ангелу: Что это такое? И отвечал мне ангел: Не удивляйся тому, ибо иное небо узришь, более светлое и несравненное.

Завещание Левия, третьего сына Иакова и Лии, 2:6-9

Под влияниим языческой магии и демонологии евреи также усвоили ряд других религиозных концепций – при условии, что они не вступали в явное противоречие с монотеизмом –  оказавших со временем значительное влияние на формирование еврейской ангелологии.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.