next perv

Еврейская ангелология. Часть V. Ангелы и пророки



За исключением Иехезкеля и Захарии, другие пророки говорили об ангелах достаточно мало.  Пророк Гошеа упоминает историю борьбы праотца Яакова с ангелом: «Во чреве обманул он брата своего. Боролся он с ангелом и превозмог; плакал тот и умолял его; в Бейт-Эле найдет Он его и там будет говорить с нами» (12:5-6). Некоторые полагают, что это пассаж – сатирическое обличение культа, установленного царями Израиля в Бейт-Эле.

Пророк Исайя видел Всевышнего в окружении крылатых серафимов, и больше не возвращается к этой теме (в 36 стихе 37 главы упоминается ангел, поразивший ассирийское войско, однако этот отрывок, скорее всего, является более поздней вставкой).  Иеремия вовсе не упоминает ангелов. Пророк Хагай,  называвший себя «посланец Господа (малах Элоким), по посланию Господню» (1:13), очевидно, не причислял себя к ангелам.

Имя пророка Малахи означает «мой посланник». Священника он называет  «посланник (малах) Господа Воинств» (Малахи, 2:7). Не совсем понятно,  что имел в виду пророк, когда говорил: «Вот посылаю Я посланника Моего, и очистит он дорогу предо Мной; и внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете, и посланник завета, которого вы желаете; вот приходит, сказал Господь Воинств» (3:1). С большой вероятностью речь идет о пророке Элиягу, предвестнике Избавления. Однако нельзя исключить, что Малахи имел в виду ангела.

Как уже было сказано, исключением являются в этом плане книги Захарии и Иехезкеля. В теофаниях, описанных Всевышний восседает на престоле, опирающемся на спину фантастических созданий, которых Писание называет хает – «животные». Позже пророк уточняет, что речь идет о херувимах (10:20).  По словам пророка, разрушение Иерусалима Бог поручил шести «мужам»; одному из них, одетому в лен, Он велел отметить праведников, чтобы они могли спастись: «Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и начертаешь знак на лбах людей, стенающих и вопящих о всех гнусностях, совершающихся в нем. А остальным сказал (так), чтоб слышал я: пройдите по городу вслед за ним и поражайте; да не сжалится око ваше, и не щадите» (9:4-5).  В видении о восстановлении Храма Иехезкеля встречает «муж, вид его подобен виду меди, и шнур льняной в руке его и трость для измерения, и стоит он в воротах» (40:3), который измеряет различные помещения и дворы, а также объясняет пророку их предназначение.

В книге Захарии ангелы присутствуют практически все время. Книга представляет собой серию символических видений, которые пророку разъясняет «ангел, говоривший со мной» (1:9). Ангел Господа появляется в книге несколько раз: он заступается перед Богом за Израиль: «Отвечал ангел Господень и сказал: Господь Воинств! Доколе Ты не смилостивишься над Иерусалимом и над городами Йегуды, на которые гневаешься Ты уже семьдесят лет?»; очищает первосвященника и упрекает Сатана, позволившего обвинять последнего.

Ангелы нередко являлись Захарии в человеческом облике: «Видел я этой ночью: вот человек  едет верхом на красном коне, и стоит он между миртами, что в углублении, и за ним – кони красные, гнедые и белые… И поднял я глаза свои и увидел: и вот человек, и в руке его шнур для измерения» (1:8, 2:5).  Однажды пророк увидел двух крылатых женщин (5:9), однако неясно, ангелы это или просто символические фигуры.

В книге Захарии ангелы, едва ли не впервые в Библии, обретают самостоятельное существование.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.