Библия без Исхода
Для евреев Библия без рассказа об Исходе из Египта является немыслимой. В память об исходе установлен древнейших из еврейских праздников, Песах. Рассказывать об исходе – одна из главных заповедей этого праздника: «И хотя все мы мудры, все мы разумны, все мы в почтенном возрасте, все мы знатоки Торы, на нас лежит обязанность рассказывать об Исходе из Египта. И кто больше расскажет, тому хвала». Для христиан столь же немыслим Новый Завет без Откровения Иоанна Богослова – этот апокалиптический текст играет важнейшую роль в христианском богословии.
Однако английские миссионеры, работавшие в начале XIX века среди темнокожих рабов в английских колониях Карибского бассейна, сознательно использовали «обрезанную» Библию: из канонического текста были исключены некоторые главы книги Шмот (Исход), Псалмы, а так же Откровение. Миссионеры боялись, что эти тексты могут внушить рабам опасные и несвоевременные мысли об освобождении и равноправии.
В настоящее время сохранилось три экземпляра т.н. «Рабской библии». Недавно один из них был выставлен в музеи Библии в Вашингтоне. Редкий экспонат предоставил университет Фиска из Нашвилла, штат Теннесси – изначально «черный» ВУЗ, основанный в 1866 году и ставший (в 1930) первым афроамериканским учреждением, получившим аккредитацию южной Ассоциацией Колледжей и Школ.
В Рабской Библии, напечатанной в 1807 году в Лондоне, отсутствует почти 90% Ветхого и половина Нового Завета. Из 1189 глав стандартной протестантской Библии это издание содержит только 232. «Безусловно, эта книга использовалась для манипуляции и угнетения», – объясняет Сет Поллингер, куратор музея Библии.
По его словам, сотрудникам музея удалось найти два письма начала XIX века, в которых говорится о распространении подобных Библий в английской Вест-Индии. Среди прочего, в этих письмах ясно и недвусмысленно говорится, какой цели служили эти цензурированные издания: научить темнокожих рабов покорности и объяснить им их обязанности по отношению к хозяевам. Так, в 1808 году англиканский епископ Лондона Бейлби Портеус писал: «Подготовьте для них краткую форму общественной молитвы…вместе с избранными отрывками из Писания…прежде всего теми, где речь идет об обязанностях рабов по отношению к их хозяевам.
Плантаторы британской Вест-Индии (современные Ямайка, Барбадос и Антигуа) настойчиво требовали от миссионеров не давать рабам никаких текстов «революционного» содержания. На кону стояла судьба британской колониальной империи, существовавшая, в том числе, за счет сотен тысяч темнокожих рабов, трудившихся на плантациях сахарного тростника.
Вот несколько примеров священных текстов, не вошедших в Рабскую Библию:
Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти (Шмот, 21:16).
Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего. Пусть он у тебя живет, среди вас, на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его (Дварим, 23:16:17).
Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Галатам, 3:28).
Полностью исключенными оказались первые девятнадцать глав книги Исход, книга Псалмов и Откровение. Общим для всех этих священных текстов является надежда на лучшее будущее. С другой стороны, редакторы Рабской Библии не забыли ни одного стиха, в которых говорится об обязанносях рабов по отношению к хозяевам:
A день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя (Шмот, 20:10).
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Эфессянам, 5:6-8).
Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога (Титу, 2:9-10).
По словам Рены Оперт, одного из организаторов выставки в музее Библии, новый экспонат, появившийся в экспозиции, наглядно свидетельствует, каким огромным потенциалом, по мнению многих людей, обладает библейский рассказ об Исходе.
Будучи еврейкой, Оперт, по ее словам, не может представить себе еврейской традиции без Песаха и связанного с ним текстов и ритуалов. «На будущий год мы планируем выставку, посвященную Пасхальной Агаде», – говорит Оперт, – «так что теперь я все время думаю о том, что у нас есть праздник, посвященный теме, которой вовсе не нашлось места в Рабской Библии».