Когда
Когда – буквально: «в день (когда)». Древнееврейское бе-йом, подобно аккадскому enuma и шумерскому udda, вводит обстоятельство времени, не обязательно указывая при этом на определенный день.
Когда делал Господь Бог небеса и землю – начало второго рассказа о сотворениии мира параллельно началу первого рассказа. Сравним:
Берешит В начале, бара (когда) творил элоhим Бог эт-hа-шамайим ве-эт-hа-арец небеса и землю… |
Бе-йом (Букв.) В день, асот (когда) делал Адонай элоhим Господь Бог эрец ве-шамайим землю и небеса… |
Поражает в этом параллельном построении контраст языковых средств выражения при синонимии в содержательном плане. Обстоятельство времени – в одном случае «вначале, (когда)…», в другом – букв. «в день, (когда)…». Наименование Творца – в одном случае просто «Бог», в другом – «Господь Бог». Глагол для акта творения – в одном случае бара, в другом – асот; в одном случае сначала упоминаются небеса, в другом – земля; наконец, в одном случае «небеса и земля» с определенным артиклем, в другом «земля и небеса» без артикля. Параллелизм продолжается и дальше – при изображении состояния первобытного хаоса, однако здесь контраст приобретает уже содержательный, а не формальный характер.