next perv

О пользе оливковых косточек



Древние письменные источники являются основным подспорьем для самых сенсационных открытий в области «археологии документированного периода». Так, с помощью письменных свидетельств были обнаружены и идентифицированы Троя и дворцы Миноса, Соломоновы конюшни и постройки царя Ирода. Поэтому обращение к ветхозаветным текстам как к историческому документу более чем естественно, особенно учитывая тот факт, что евреи хранили и оберегали их тщательнее, чем любые другие рукописи в истории. Танах является практически единственным источником сведений о древней истории израильтян, и, в отличие от других древних исторических писаний (например, произведений Геродота или Гомера), любое его исследование может потенциально доказать или опровергнуть глубокие верования, являющиеся основой мировоззрения многих людей.

Однако отсутствие значимых археологических находок и сложности, связанные с точной датировкой уже имеющихся, обусловили появление в среде библеистов и археологов ревизионистского течения «минималистов», ставящих под сомнение историческую достоверность библейских источников. В частности, «минималисты» отрицают существование в период с 1000 по 928 г. до н. э. описанного в Танахе объединенного Израильского царства — могущественной монархии со столицей в Иерусалиме, которая объединяла 12 племен (колен), исповедующих единую религию — иудаизм. Минималисты утверждают, что до конца Х века до н. э. Иудея была аграрным обществом, а единое царство было выдумано поздними авторами в политических целях. Царь Давид представляется ими не более чем уездным князьком, правившим на ограниченной территории в районе Иерусалима, небольшой горной деревушки. Тем самым подход «минималистов» ставит под сомнение наиболее значимый период еврейской истории, символизирующий надежду евреев на религиозное и политическое объединение. Известно, что у еврейского народа, как ни у какого другого, историческое сознание нации совпадет с религиозным, а религиозное — с историческим. Таким образом, основная задача библейской археологии — дать вещественное подтверждение тому, что танахический текст не миф, а документ, отражающий узловые моменты еврейской истории, а также связать фактические археологические открытия с конкретными именами, местами и событиями.

Одним из первых таких вещественных подтверждений считается найденная в 1993 году в заповеднике Тель-Дан, на севере Израиля, базальтовая стела с упоминанием имен Иорама и Охозии из рода Давида — царей Израиля и Иудеи, потерпевших поражение от правителя арамейского Дамаска в начале IX в. до н. э. Это первое дошедшее до нас упоминание царя Давида вне библейских источников, которое подтверждает существование и его самого как исторической личности, и основанной им царской династии. Однако этот артефакт относится к событиям более поздним, чем период единого царства.

С точки зрения точного соответствия заданному историческому периоду большую ценность представляют результаты недавних раскопок в Хирбет-Кейафа — укрепленном поселении в долине хa-Эла, примерно в 30 км от Иерусалима, городские стены которого видны и по сей день с противоположного холма. Именно здесь произошла легендарная битва Давида с филистимлянином Голиафом. Согласно Книге Царств, филистимляне дислоцировали свои войска между Сохо и Азеком в Эфес-Дамиме, израильтяне — в долине хa-Эла, напротив. Далее следует подробное описание битвы великана Голиафа из Гата с Давидом, в результате которой последнему удается одолеть филистимлянина пращой и камнем и обезглавить противника его же мечом, а войскам израильтян — обратить филистимлянское войско в бегство, усыпая трупами Шааримскую дорогу до Гата и Экрона (1 Книга Царств 17:1-52).

Ясно, что эпическая часть текста, связанная с героическими личностями Давида и Голиафа, вряд ли археологически доказуема. Однако другая, историческая часть, которая описывает битву между войсками израильтян и филистимлян, выглядит более чем убедительно и являет вполне конкретную геополитическую картину того времени. Азека и Сохо упомянуты в Танахе как города, захваченные Иехошуа бин Нуном и переданные во владения колену Йеуды (Иешуа 15:33). Сохо — холм, возвышающийся на южной границе долины хa-Эла, — идентифицирован с Хирбет-Абад, а Азек — с Тель-Азек, холмом, расположенным по дороге, ведущей из долины на юг. Эфес-Дамим («отсутствие крови») — это нейтральная, разделяющая полоса между воюющими сторонами. Единственное упомянутое в тексте географическое название, которому до сих пор не было найдено соответствие на карте, — это Шааримская дорога. Текст не определяет конкретного расположения города Шаараим («города двух ворот»), но дважды упоминает его наряду с Сохо и Азек.

Любая историческая реконструкция на основе археологических данных опирается на следующий принцип: на любой ступени развития общества существует четкая связь между материальной культурой и социально-экономическим устройством жизни. Поэтому так важен весь комплекс информации, полученный при раскопках Хирбет-Кейафа. Холм занимает стратегическое положение над долиной хa-Эла, на границе Иудеи. Предельно точная датировка, относящая город к 1020-980 г. до н. э., то есть ко времени царствования Давида, оказалась возможной благодаря радиоуглеродному анализу обнаруженных при раскопках обгоревших оливковых косточек. Среди археологических доказательств того, что жители города были не филистимлянами, а иудеями, чтящими заповеди, — отсутствие свиных костей, а также фигурок идолов и других изображений людей или животных. Дополнительные находки — керамические сосуды-контейнеры, которые, возможно, использовались для сбора налогов в виде оливкового масла, вина и других плодов сельского хозяйства, остракон — глиняный черепок с надписью, выполненной буквами на протоиврите, — свидетельствуют о том, что среди жителей этого места были те, кто умел писать и читать. Эти данные позволяют нам утверждать, что город являлся частью организованного урбанизированного государства. Однако самым волнующим открытием явилось обнаружение в городских стенах двух пар ворот — южных и западных. Таким образом, сопоставление текста и всего комплекса археологических находок подтверждает, что Хирбат-Кейафа, скорее всего, и есть тот самый Шаараим, израильский «город двух ворот» времен Давида. Раскопки в Хирбет-Кейафа ведутся по сей день, а новые находки становятся дополнительными аргументами в пользу историчности библейского повествования.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.