next perv

Как молились у Стены плача



Летом 2017 года в Израиле разразился очередной политический кризис, вызванный требованием религиозных партий не допустить создания у Стены Плача отдельного участка, где мужчины и женщины могли бы молиться вместе. Не принимая ничьей стороны в этом споре, мы решили предложить на суд читателей отрывок из статьи профессора Давида Голинкина, ведущего галахического авторитета консервативного иудаизма, посвященный «истории вопроса».

Василий Верещагин. Стена Соломона, 1884-1885

Вплоть до 1948 года около Стены плача (Западная стена, Котель) не было никакой синагоги. Мужчины и женщины молились рядом без всякой перегородки.

Молящиеся у Стены плача. Фотография из коллекции Матсона, до 1914

____

Евреи у Западной стены. Старая открытка, около 1906 года. 

Об этом ясно и недвусмысленно пишет профессор Шмуэль Шило в своей галахической статье (Shiloh, p. 163),  а так же др. Дорон Бар в своей книге о еврейских святых местах Израиля между 1948 и 1968 (Bar, p. 212).  А. Лунц, Й. Йегуда и Мордехай Гакоэн  в свое время собрали огромное количество источников, в которых упоминается молитва у Стены плача: начиная с 1520, когда Стена приобрела популярность у еврейских паломников, и заканчивая 1967 годом. «Показания» Лунца и Йегуды, живших в Иерусалиме, соответственно, в 1869-1918 и 1863-1941, а также многочисленные фотографии и изображения ясно и недвусмысленно свидетельствуют, что женщины регулярно ходили к Стене плача, что они нередко составляли большинство молящихся в этом месте, и что вплоть до 1948 года, когда Старый город был захвачен иорданцами, около Котеля не было постоянной перегородки.

В 1882 году А. Лунц пишет:  

  • 1.  Каждую пятницу, сразу после полудня, множество наших братьев – мужчин, женщин и детей – устремляются к Стене Плача, старики – опираясь на свои палки (Luncz, 1882, pp. 30-31)
  • 2.  Далее он описывает, как группы мужчин молились справа и слева, «а между ними стояли женщины в своих белых шалях, накинутых на спины, чьи уста возносят молитвы у славословия Богу Живому» (там же, стр. 32). Проще говоря, мужчины молились справа и слева от женщин, без всякой перегородки.


 Евреи молятся у Стены Cоломона, 1933 г.

В большой статье о Стене плача, написанной в 1913 году, Лунц добавляет множество деталей:

  • 1.  По пятницам, особенно в пятницы после благословения нового месяца, уже с полудня дорожку перед Котелем заполняли мужчины, женщины и дети» (Luncz, 1913, p. 32).
  • 2.  В пятницу с вечера до утра пространство [перед Стеной Плаче] было заполнено множеством мужчин и женщин… Большую часть дорожки занимали женщины-плакальщицы, и лишь несколько мужчин по одному приходили прочесть кинот (траурные элегии 9 ава).
  • 3.  «И в этом веке [начале ХХ], когда множество наших братьев из разных общин взошли [в Землю Израиля] и поселились в святом городе, нередко случалось, что мужчины, женщины и дети заполняли все пространство перед Стеной Плача (там же, стр. 46).

 

Очень похожие вещи описывает Й. Йегуда, писавший в 1929 году:

  • 1.  «В 1841 году моя прабабушка зимой и летом ходила к Стене каждую пятницу после полудня, и оставалась там до зажигания свечей, прочитывая от начала до конца весь Псалтырь и Песню Песней» (Yehudah, p. 141).
  • 2.  «Когда я был маленьким и мне еще не исполнилось 5 лет, мама и бабушка часто брали меня к Стене; иногда там были одни женщины» (там же).
  • 3.  «Много раз я видел там мужчин и женщин, которые молились и читали [священные книги]»(там же, стр. 142).
  • 4.  «Я помню, что, когда я был маленький, Симан-Тов Меюхас сидел около стены, а перед ним стояли стол и стул. Когда подходил уважаемый мужчина или женщина, он предлагал им стул, чтобы они могли сесть» (там же).
  • 5.  «Там часто сидел бедный сефардский раввин, читавший сидевшим кружком пожилым мужчинам и женщинам Меам Лоэц, Решит Хохма и другие подобные книги» (там же).
  • 6.  Лунц (1913, стр. 51) пишет, что через несколько лет после 1880 мужчины начали «приносить лавки и маленькие стулья и строить из них перегородку, отделяющую мужчин от женщин». Очевидно, рабби Лунц считал это значительным новшеством (а так же причиной длительного конфликта между евреями и мусульманами, закончившегося тем, что в 1912 евреев перестали пускать к Стене).
  • 7.  В 1913 году, накануне Песаха, впервые после переезда в Палестину у Стены Плача побывал др. Клаузнер. По его словам, «евреи и еврейки подходили к Стене и целовали каждый камень» (Hacohen, p. 49).

 

Неевреи, побывавшие около Стены Плача в XIX веке, так же упоминают мужчин и женщин, молящихся бок о бок (Hacohen, p. 53):

1. Крещеный еврей Р. Гершель писал, что около Котеля рядом с ним молились мужчины и женщины из Польши и Германии.

2. В. Вудкок описывает стариков и старух, молившихся у Стены Плача в 1848.

3. В 1855 Уильям Прайс обнаружил около Стены многочисленную толпу мужчин и женщин всех возрастов.

4. В 1855 Грегори Уортабт наблюдал у Стены евреев и евреек, которые молились и плакали.

 

Все вышеприведенные свидетельства подтверждаются многочисленными изображениями и фотографии мужчин и женщин, которые бок о бок молятся у Стены Плача:

  • 1.  На гравюрах Уильяма Генри Барлетта, сделанных в 1842 или 1844, можно увидеть две кучки, мужскую и женскую, молящиеся рядом около стены плача (Ben Dov, p. 102; Druk; Hacohen, p. 27; Naor, p. 176.)
  • 2.  На рисунке 1854 мужчины и женщины сидят группами или стоят поодиночке около Стены (Vilnay, p. 308).
  • 3.  На фотографии Феликса Бонфилса, сделанной в 1870, и послужившей основой для гравюре Тейлора, мы видим мужчину, стоящего около Стены, и женщину, сидящую у его ног (Ben Dov, p. 67; The Jerusalem Post, June 21, 2002, p. B14).
  • 4.  На рисунке Хунтера (XIX век), сделанном, скорее всего, с фотографии, мы видим молящихся рядом нескольких мужчин и трех женщин.
  • 5.  На четырех цветной открытке конца XIX-начала XX вв. можно увидеть мужчин и женщин, группами или поодиночке молящихся около Стены Плача. На одной мужчина и женщина почти касаются друг другой на другой молящиеся стоят у Стены в ряд: женщина, мужчина и снова женщина (Ben Dov, after p. 96).
  • 6.  На фотографии, сделанной в 1900 Килкором Кеворкяном, армянским фотографом, жившем в Старом городе, можно увидеть многочисленных женщин и нескольких мужчин, молящихся около Стены плача (In Jerusalem, January 14, 2000, p. 7).
  • 7.  На открытке начала ХХ веке, сделанной по рисунку Жан-Леона Жерома, можно увидеть мужчин и женщин, молящихся у Стены Плача; одна женщина стоит совсем рядом с мужчиной (Ben Dov, p. 103).
  • 8.  В 1913 году Эфраим Лильен изобразил группу мужчин и женщин, молящихся у Стены Плача.
  • 9.  На недатированной фотографии из немецкого травелога можно увидеть многочисленных мужчин и женщин, молящихся бок о бок (Ben Dov, p. 75)
  • 10. На недатированном рисунке изображены женщина, мужчина и еще четыре женщины, молящиеся около Стены Плача, в то время как рядом с ними стоят два турка (Ben Dov, p. 115).
  • 11. Наконец, на еще одной недатированной фотографии рядом друг с другом молятся три женщины и мужчина, одетый как ультра-ортодоксальный еврей (Hacohen, p. 59).

 

Мне удалось найти только две фотографии, на которых мужчин и женщин, молящихся у Стены Плача, разделяет перегородка. Одна опубликована в христианской книге 1904 года (Druk); на другой, взятой из арабского источника, можно увидеть портативную перегородку (Ben Dov, p. 130; возможно, фотография была сделана в 1928 году).

Жан-Леона Жером, Стена Соломона

В годы мандата перегородка, которую евреи возводили на Судный день, стала яблоком раздора между евреями, арабами и англичанами. Напряжение достигло пика в 1928-29 гг. Так, 23 сентября, накануне Судного дня, евреи установили у Стены Плача временную перегородку. На следующий день заместитель губернатора Иерусалима распорядился ее убрать. 15 августа 1929 года, 9 ава, молодежная организация Бейтар организовала около Стены Плача демонстрацию протеста. Муфтий организовал арабскую контрдемонстрацию возле Стены и на Храмовой горе, и распустил лживый слух, что евреи, якобы, осквернили мусульманские святыни. 23 августа начались арабские беспорядки, в ходе которых в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и других местах было убито 133 и ранено 340 евреев.

Англичане и Лига Наций направили в Палестину специальную комиссию, которая в 1931 году приняла решения сохранить status quo у Стены Плача. Евреям разрешено было молиться у Котеля, а так же читать Тору в Новолетие, Судный день, последние дни Песаха и Суккота и в Шавуот, а так же приносить необходимую мебель вроде столов для чтения Торы. Трубить в шофар было запрещено (Ben Dov, pp. 128-135; Hacohen, pp. 59-63).

Эфраим Лильен, Стена Плача

Все сказанное выше позволяет однозначный вывод, что начиная с 1840 (а возможно, и раньше) и до 1948, когда Старый город был захвачен иорданцами, узкое пространство около Стены Плача служило местом индивидуальной молитвы для мужчин и женщин, а вовсе не синагогой. Мужчины и женщины молились поодиночке и небольшими группами; нередко большинство молящихся составляли женщины. После 1880 мужчины начали устанавливать временные перегородки, однако рабби Лунц считал это новшеством, которое до I Мировой войны вызывало постоянное напряжение в отношениях с мусульманами. После I Мировой перегородка около Стены плача превратилась в Casus belli между евреями, муфтием и англичанами.

 

Библиография:

Auerbach – Jacob Auerbach, Encyclopaedia Judaica, Vol. 16, cols. 467-472, s.v. Western Wall

Bar – Doron Bar, L’kadesh Eretz: Hamekomot Hakedoshim Hayehudiyim Bimdinat Yisrael,Jerusalem, 2007, pp. 205-219

Ben-Dov – Meir Ben-Dov, Mordechai Naor and Ze’ev Aner, The Western Wall (Hakotel),Jerusalem and Bat Yam, 1983

Berkowitz – Shmuel Berkowitz, The Temple Mount and the Western Wall in Israeli Law,Jerusalem, 2003

Druk – Moshe Akiva Druk and Tzvi Shteiner, Albom Hakotel Hamaaravi,Jerusalem, 1969

Hacohen – Rabbi Mordechai Hacohen, Hakotel Hamaaravi: Mekorot U’mesorot,Jerusalem, 1967

Luncz 1882 – Avraham Moshe Luncz, Yerushalayim 1 (1882), pp. 30-33

Luncz 1913 – Avraham Moshe Luncz, Yerushalayim 10 (1913), pp. 1-58

Naor – Mordechai Naor, Yerushalayim Ir Va’em: Midavid Hamelekh Ad Yameinu,Jerusalem, 1995

Shiloh – Shmuel Shiloh, Tehumin 17 (5757), p. 163

Vilnay – Zeev Vilnay, Yerushalayim Birat Yisrael: Ha’ir Ha’atikah I, fifth edition,Jerusalem, 1970, pp. 308-327

Yehudah – Yitzhak Yehezkel Yehudah, “Kotel Maaravi”, Tziyon 3 (1929), pp. 95-163

 

Давид Голинкин ( Источник (англ.) )

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.