Туваль 13
13. Написано ок. 100 г. н. э. в Малой Азии. Иисус описывается в нем как воплощение предвечного “логоса” (в русском переводе, “Слова”), сошедшего с небес, проповедовавшего Истину, и затем вернувшегося на небо. Стоит отметить, что категория “логоса” была заимствована Иоанном из современного ему эллинистического иудаизма, в котором она была весьма популярна задолго до Иисуса. Такие иудео-эллинистические мыслители, как Филон Александрийский, заимствовали логос из греческой философии, и строили на этом понятии свои спекуляции об устройстве вселенной. Задолго до написания Евангелия от Иоанна (так же как и до появления Иисуса), Филон рассуждал о логосе как о “первородном сыне божьем”, “авторе и управителе вселенной” и т. п. То, что для Филона и его философски настроенных друзей-евреев было абстрактной философской категорией, для Иоанна обрело конкретную форму и историю в лице Иисуса из Назарета. Между синоптическими Евангелиями и Иоанном существует огромное количество противоречий; подавляющая часть из них объясняется тем, что из всех Евангелистов, Иоанн был намного более заинтересован метафизическим смыслом явления Христа, чем историческим образом человека Иисуса.