Жертвоприношение агнца в Египте
[К недельной главе Ваэра]
Ни египетские боги, ни египетский культ не играют заметной роли в книге Исход. Лишь один отрывок намекает на одну из наиболее характерных черт древнеегипетской религии – поклонение священным животным. Конфликт между египетскими и еврейскими верованиями упоминается в восьмой главе, где рассказывается, как Моше отклонил предложение фараона устроить праздник Богу евреев не в пустыне, но прямо в Египте. При этом Моше заявил:
И позвал фараон Моше и Аарона, и сказал: Пойдите, принесите жертву своему Богу (здесь), в Египте. И сказал Моше: Не должно так делать, ибо мерзость для египтян то, что мы жертвуем Господу, Богу нашему. Если мы у них на глазах принесем в жертву то, что мерзость для египтян, разве они не забросают нас камнями? На три дня пути уйдем мы в пустыню и принесем жертву Господу, Богу нашему, как он нам прикажет.
Из этих слов можно предположить, что Моше понимал, что израильтянам предстоит принести в жертву животное, являющееся священным для египтян, и что последним это будет «отвратительно» – судя по всему, из-за того, что баран считался священным животным сразу двух египетских богов, Амона и Хнума.
Амон был одним из главных египетских божеств. В эпоху Нового царства (1550-1070 до н.э.) он почитался царем богов, слившись с солнечным богом Ра. Жрецам Амона-Ра принесение в жертву агнца, вне всяких сомнений, показалось бы оскорбительным. Столь же несомненно, что храмы Амона находились в дельте Нила – недалеко как от страны Гошен, так и от столицы Пер-Рамсес.
Почему это стало бы оскорблением чувств верующих, очевидно всякому образованному человеку, знакомому с культурой Древнего Египта. Еще Геродот, описывая египетские обычаи, писал:
Все египтяне, принадлежащие к храмовому округу Зевса Фиванского (Амона) или живущие в Фиванской области, не едят баранины, но приносят в жертву коз. Ведь они не везде почитают одних и тех же богов… По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины, обычай этот установлен вот почему. Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться [свидания], Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом баран…. По-моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Аммоном. Так вот, фиванцы не приносят в жертву баранов; они считают баранов священными по упомянутой выше причине. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице.
История, 2:42
Несколько веков спустя римский историк Публик Корнелий Тацит (56-117 н.э.), уверенный, что Моше установил свои законы, полемизируя с египетскими верованиями, даже предположил:
Иудеи… режут баранов, будто нарочно, чтобы оскорбить бога Аммона; убивают быков, потому что египтяне чтут бога Аписа.
История, 5:1:4
Хнум, согласно египетской мифологии, вылепил первых людей на своем гончарном круге. Культ Хнума восходил еще к эпохе Древнего царства (3-е тысячелетие до н.э.). Жрецы Хнума также почитали барана священным животным, и, соответственно, никогда не приносили в жертву овец. Мы не знаем, были ли в нильской дельте храмы Хнума. Однако известно о святилищах Хнума на юге, на островах Эсна и Элефантина.
То, что Моше опасался возмущения и насилия, заставляет вспомнить хорошо документированный инцидент, имевший место в V веке до н.э. на острове Элефантина, где еврейский храм был построен неподалеку от святилища Хнума. Пасхальные жертвоприношения, когда иудеи резали животных, считающихся у египтян священными, оскорбляли религиозные чувства египетских жрецов. Воспользовавшись временным отсутствием персидского сатрапа, они подговорили египетских солдат разрушить еврейский храм. В свою очередь иудеи обратились с просьбой разрешить вновь отстроить святилище – и получили его, однако без права приносить в нем жертвы всесожжения (когда туша жертвенного животного целиком сжигалась на жертвенники, а жертвователь не съедал ни единого куска). Очевидно, это было сделано для того, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем.
Заключение
Поклонение священным животным было краеугольным камнем египетской религии. У каждого из великих и малых божеств было свое священное животное. Хотя их почитание издревле было неотъемлемой частью религиозной жизни, оно приобрело особое значение в эпоху иноземного (персидского) владычества, когда этот культ стал частью национально-религиозной идентичности – подобно индийскому почитанию священных коров в годы британского колониального владычества.
То, что Библия говорит, что для жертвоприношение животных является для египтян «мерзостью» (тоэва), соответствует умонастроениям эпохи персидского владычества, когда почитание священных животных достигло в Египте пика, а самих этих животных почитали величайшими святынями. Это табу было хорошо известно современникам – и греческим писателям вроде Геродота, и еврейским писцам в Иерусалиме, придавшим окончательную форму рассказу об Исходе.
(По материалам статьи проф. Жан Ассмана и рабби Зеева Фарбера на сайте thetorah.com)