«Жены праведные…»


«Толковал рабби Акива: благодаря женщинам-праведницам вышли израильтяне из Египта…» (Йалкут Шимеони на Псалом 68, 795). И правда, если бы не плодовитость еврейских женщин, остались бы мы там. Если бы не хитрость повитух, остались бы мы там. И если бы не выпросила каждая израильтянка золотых и серебряных вещей у соседки, возможно, и не остались бы мы там, но что бы мы делали в пустыне? Выделим эти три мотива: плодовитость, хитрость, приобретение имущества. Все три связаны с ситуацией изгнания (галута). И все они связаны с женщинами.

Возьмем другую ситуацию, которую квалифицировали как галут уже мудрецы Талмуда – пребывание Йаакова у Лавана («галут Лаван»). В ней присутствует плодовитость (почти все дети Йаакова рождаются во время жизни у Лавана), хитрость (манипуляция с прутиками, поступок Рахель), умножение имущества (скот, терафим).

Женщины имеют к этому самое непосредственное отношение, и не только в связи с плодовитостью. Не случайно для похищения терафим нужна Рахель, которая восседает на них, говоря, что у нее «обыкновенное женское». Как я уже писал в комментарии к Книге Бытия (Быт 10: 13), женское начало в Библии вообще тесным образом связано с плутовством. Тамар и жена Потифара плутуют в собственных целях (при этом Тамар, в отличие от супруги египетского вельможи, борется за свои законные права). Сара и Ривка помогают мужьям по их просьбе, тогда как Рахель проявляет в этом смысле инициативу. Наконец, повивальные бабки стараются ради всего народа Израиля.

В известном смысле «женское» поведение (хитрость слабого) есть и «еврейское» поведение на протяжении большей части нашей истории, практическая мудрость народа, лишенного силы. Неслучайно вот уже тысячи лет еврейство передается по женской линии.

Вернуться