Законы и обычаи месяца элуль
Рабби Ицхак Кляйн (1905-1977) считался одним из ведущих галахических авторитетов консервативного иудаизма. Уроженец Венгрии, бывший военный капеллан, автор многочисленных респонсов, посвященных различным аспектам еврейского религиозного права, рабби Кляйн много лет работал над своей главной книгой, «Руководством по еврейской религиозной практике» (A Guide to Jewish Religious Practice) – кратким справочником законов повседневной еврейской жизни: молитвы, кашрута, субботы и праздников, и т.д.
Предлагаем читателям главу из этой книги.
В связи с огромной важностью Грозных дней на подготовку к ним отведен целый месяц.
Ряд обычаев, связанных с месяцем элуль, призваны подчеркнуть тему раскаяния. Каждое утро, за исключением субботних, после утреннего богослужения трубят в шофар, начиная с новомесячья и до конца месяца, за исключением кануна Рош га-Шана (Шулхан Арух, Орах Хаим, 581:3 и Рама на это место).
Шофар призывсет к раскаянию (Магаиль, Законы десяти дней раскаяния). В еврейской нравоучительной литературе это связывают с обстоятельствами восхождением Моше на гору Синай для получения вторых скрижалей завета.
И в новомесячье месяца элуль Святой, благословен Он, сказал ему: «Взойди ко Мне на гору и будь там» (Шмот 24:12). И пусть трубят они в стане в шофар, чтобы, пока Моше будет на горе, не стали они вновь поклоняться идолам. И святой, благословен Он, вознесся в звуках шофара, как сказано: «Вознесся Бог при звуках трубных, Господь – при звуке шофара» (Теѓилим 47:5).
Поэтому постановили мудрецы, чтобы каждый год трубили в шофар, начиная с новомесячья элуля.
Пиркей де-рабби Элиэзер, 46
Утром накануне Рош га-Шана в шофар не трубят, чтобы отделить трубление в Новолетие, являющееся предписанием Торы, от трублений месяца элуль, являющихся более поздним обычаем (Левуш; Орах Хаим, 581:1,3; Мишба Брура, 24).
Еще один обычай месяца элуль – начиная с 1 элуля и до Гошана Раба произносить 27-й псалом после утреннего и вечернего богослужения. Этот обычай основам на мидраше, толкующем начало псалма:
«Господь – свет мой и спасение мое. Кого бояться мне?» (Тегилим, 27:1). Господь свет мой – в Рош га-Шана; спасение мое – в Йом Кипур; кого бояться мне – в Гошана Раба.
Мидраш Тегилим, 27:4
Слихот
Покаянные молитвы (слихот) читают перед утренней молитвой в элуле, а так же между Рош га-Шана и Йом Кипуром. Сефарды начинают читать слихот с 1 элуля; ашкеназы – с последнего воскресенья накануне Новолетия (Орах Хаим, 581:1 и Рама на это место). Если Рош га-Шана выпадает на вторник, слихот начинают читать на одно воскресенье раньше, чтобы чтение слихот продолжалось не меньше четырех дней. Одно из объяснений этого правила – в Храме жертвенных животных в течение четырех дней проверяли на предмет увечий, делающих их непригодными для жертвоприношения. Человек должен уподобить себя жертве Новолетия, поэтому ему нужно четыре дня для самоанализа.
В Америке принято проводить первое богослужение с чтением слихот в ночь с субботы на воскресенье, после полуночи. Поскольку в субботу вечером люди часто бодрствуют допоздна, им легче прийти на такую ночную службу, чем вставать спозаранку следующим утром. Еще один достойный обычай – предварять чтение слихот уроком, в ходе которого обсуждаются различные аспекты и смысл Грозных дней. В некоторых синагогах перед чтением слихот устраивают что-то типа вечеринки, однако этот обычай заслуживает порицания и от него следует отказаться: фривольное настроение – не лучшая подготовка к покаянным молитвам.
Чтение слихот около Стены Плача
Слихот – подборка покаянных молитв, созданных еврейскими литургическими поэтами на протяжение пяти веков; самые ранние слихот написаны вскоре после завершения Талмуда. Богослужение следует определенной схеме.
Первоначально служба состояла из нескольких подборок библейских стихов, заканчивавшихся перечислением тринадцати атрибутов божественного милосердия:
И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех.
Шмот, 34:6-7
В пятом или шестом веке был составлен отрывок «Бог – Царь, восседающий на престоле милосердия», ставший прелюдией к зачтению божественных атрибутов. В эпоху гаонов в богослужение так же включили религиозные гимны (пиютим).
В наше время принято начинать службу 145 псалмом и заканчивать молитвой «Страж Израиля; после псалма произносят полукадиш, после «Стража» – полный кадиш, дабы служба соответствовала схеме обычного богослужения (Левуш). Подборки библейских стихов, тринадцать атрибутов божественного милосердия (с прелюдией) и короткая исповедь «Мы были виновны», а так же некоторые заключительные молитвы одинаковы для всех служб; что касается религиозных гимнов, что для каждого дня есть своя подборка.