next perv

За то, что не поверили вы мне (…), не введете вы этот народ в землю



За то, что не поверили вы мне (…), не введете вы этот народ в землю – ср. Втор 32:51. В чем состояло «неверие» Моше и Аарона? Ответ, который дают комментаторы, как традиционные, так и нетрадиционные, состоит в том, что Моше ударил посохом о скалу, тогда как достаточно было с ней «поговорить». Отметим, однако, что в варианте, представленном в Исх 17:1-7, никакого противоречия между приказом и исполнением нет, как, впрочем, и претензий к Моше. Кроме того, – и это, пожалуй, важнее – в традиционном толковании видно чисто раввинистическое внимание к тонким различиям, достаточно чуждое собственно библейскому мышлению (так, традиционное еврейское толкование характерным образом «не видит» в библейском тексте синонимии и синонимического параллелизма, «умножая сущности» путем приписывания каждому синониму или синонимическому выражению отдельного смысла – ср., напр., наш комментарий к Быт 4:24 и Чис 19:2). Далее, непонятно, при чем здесь Аарон и почему он должен нести наказание за действия Моше. Наконец, во Втор 1:37 дается другое объяснение тому, почему Моше не может войти в Землю обетованную: он наказан вместе со всем Израилем после истории с разведчиками (и ему, кстати, к моменту входа в страну исполняется 120 лет, а это максимальный срок человеческой жизни – Быт 6:3). Так что традиционное понимание причин наказания Моше и Аарона представляется сомнительным; возможно, текст дошел до нас в искаженном/отцензурированном виде и в своей нынешней форме вообще не поддается истолкованию.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.