next perv

Вольф Высоцкий и возрождение еврейской Палестины



Восьмого июля 1824 года в местечке Жагоры родился Вольф (Вульф) Янкелевич Высоцкий – основатель одной из ведущих чаеторговых фирм России, известный еврейский филантроп и общественный деятель.

В 2019 году издательство “Мосты культуры” выпустило книгу Леонида Лифлянда “Чай Высоцкого. Полтора века истории”. Предлагаем читателям отрывок из этой книги.

Особое место в системе благотворительнос­ти Высоцкого занимали пожертвования на цели создания, укрепления и экономического развития еврейского ишува (поселения) в Палестине. Он становится одним из доноров Керен Каемет (Основного фонда), предназначенного для субсидирования закупки земель и обустройства на них евреев-колонистов. Значительны его вклады в другие фонды, созданные для улучшения еврейской жизни в Палестине: «Кол Исраэль хаверим», «Мизкерет Моше Монтефиори», и различные религиозные общества, в частности, «Шомрей Тора» и «Эзрат нашим». Он также принимал активное участие в деятельности «Общества вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине», чей главный офис находился в Одессе.

Высоцкий стоял у колыбели зарождения в Москве в июле 1882‑го группы «Агувей Цион» (одна из разновидностей палестинофильства). А несколько позже, зимой 1884 года, был среди основателей единого массового движения «Ховевей Цион», объединившего различные палестинофильские группы. Высоцкий участвовал в его первом съезде, проходившем в Катовице, и вошел в центральный комитет. Однако первоначально он не возглавил Московское отделение «Ховевей Цион», а был избран его габаем (старостой). Эта почетная должность его не вполне устраивала, и в 1889–1890 годах Высоцкий добился своего избрания на должность руководителя. В любом случае он был одной из ключевых фигур палестинофильского движения в России последней трети XIX века.

Именно как представитель «Ховевей Цион» Высоцкий предпринял в 1885 году путешествие в Эрец-Исраэль — далекую, заброшенную провинцию Оттоманской империи. На него была возложена задача вести переговоры с турками о возможности подписания международного договора, который дал бы евреям право на владение Палестиной под эгидой турецкого султана.

Целью этой поездки была также своего рода инспекция того, в каком состоянии находятся первые еврейские поселения Петах-Тиква, Ришон ле-Цион, Гедера, Йехуд и другие, в чем они особенно нуждаются и какой должна быть первоочередная помощь. Во время своего визита, продлившегося три месяца, Высоцкий беседовал с большим количеством поселенцев, которые на деле осуществляли вековечную мечту еврейского народа о возвращении на землю предков.

Неизменной оставалась политика Высоцкого в отношении материальной поддержки и обеспечения различных проектов в Палестине. Так, в 1893 году он пожертвовал 10 000 франков (около 4000 рублей) на строительство школы в Яффо и такую же сумму на приобретение земель и улучшение условий жизни халуцим (первых поселенцев). Верный своей тактике строгой регламентации финансовых операций, Высоцкий передал эти деньги в фонд Керен Каемет, откуда они в виде процентов поступали непосредственным исполнителям проекта.

Покупка земель и создание элементарных условий для ее колонизации были первостепенными задачами для набиравшего силу палестинофильского движения. Особой заботой Высоцкого было правильное оформление купчих на приобретаемые за счет пожертвований участки для поселенцев. Ведь именно путь покупки и освоения земель для поселений был выбран предшественниками политического сионизма для достижения главной цели — создания на исторической родине еврейского государства. Несколько позднее молодой, но уже популярный русский журналист, а в будущем один из крупнейших сионистов В. Жаботинский писал: «И надо покупать землю, чтобы ее не раскупили другие. Покупать землю, дешево или дорого, большими участками или малыми, но постоянно покупать и постоянно заселять» (Жаботинский В. Сионизм и Палестина // Еврейская жизнь. 1904. № 2. С. 219).

О том, как сам Высоцкий относился к оказанию материальной помощи халуцим, можно судить по короткой записке, направленной им своему другу и доверенному лицу писателю Иосифу Ривлину с просьбой помогать главному ашкеназскому раввину Иерусалима Шмуелю Саланту (1816–1909) в распределении регулярно присылаемых ему средств и ведении их учета. В частности, там есть такие слова: «Но к моему огорчению я не смогу удовлетворить все прошения (дословно — насытить сердца всех страждущих), которые направляются к нему. Однако постараюсь сделать все, что смогу…» 

Отношение Высоцкого к пожертвованиям на еврейскую колонизацию Палестины, а также его впечатления о поездке туда отражены в сборнике его писем. Первоначально письма были опубликованы в редактируемом Н. Соколовым ежегоднике «Haasif», а затем в 1898 году изданы отдельной книгой в Варшаве под названием «Стопка писем». Значение ее для истории палестинофильства и еврейской истории в целом трудно переоценить. Спустя десятилетия, в 1980 году, эта книга с пре­дис­ловием профессора И. Клаузнера, снабженная современным научным аппаратом, комментариями и указателем имен, была переиздана в Иерусалиме. 

Высоцкий также был среди тех, кто горячо поддержал идею создания в Палестине системы высшего образования. В 1894 году он передал в фонд «Кол Исраэль хаверим» сумму более 40 тысяч франков (более 10 тысяч рублей), с которой в течение 190 лет должны поступать проценты на нужды Еврейской академии, Высшей школы еврейских наук и университета в Иерусалиме. А 200 000 рублей из его наследства пошли на основание и строительство в Хайфе первого здания Технического института, где ныне расположен Израильский национальный музей науки, технологий и космоса. По сей день выросший из него Израильский технологический институт (Технион) остается лучшим высшим техническим заведением Израиля и всего Ближнего Востока.

Книгу Леонида Лифлянда “Чай Высоцкого. Полтора века истории” можно приобрести в интернет-магазинах Лабиринт и Озон.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.