next perv

Войны царя Давида



Выдаюшийся ученый и талмудист, уроженец Ковно Луис (Леви) Гинцберг (1873–1953) по праву считался одним из лидеров американского еврейства. Его перу принадлежит множество статей, исследований, галахических респонсов. Однако наибольшую известность Гинцбергу принес семитомник «Сказания еврейского народа», в котором он собрал и систематизировал множество легенд и преданий, рассыпанных по страницам Талмуда и классических мидрашей.  Опубликованные еще в начале прошлого века, “Сказания” практически сразу стали классикой.
Предлагаем вам подборку легенд и преданий о войнах царя Давида.

Взойдя на трон, Давид первым делом решил отвоевать у язычников Иерусалим, священный со времен Адама, Ноаха и Авраама.  Осуществить этот план было нелегко, по многим причинам. Йевусеи, владевшие Иерусалимом, были потомками сынов Хета, уступивших Аврааму пещеру Махпела с условием, что его потомки не станут силой захватывать их столицу Иерусалим.  В качестве свидетельства этого договора был воздвигнут медный монумент. И когда Давид подошел к Иерусалиму с враждебными намерениями, йевусеи указали на выгравированное на нем обещание Авраама, которое все еще можно было прочесть. Йевусеи считали, что, прежде чем штурмовать Иерусалим, окруженный высокой стеной, Давиду нужно будет разрушить этот монумент.

Йоав, воевода Давида, придумал, как овладеть городом. Увидев недалеко от стены высокий кипарис, он согнул его, и, встав на плечи Давида, взобрался на вершину.  Когда дерево разогнули, Иоав оказался выше стены, и смог спрыгнуть вниз. Оказавшись в городе, он разрушил монумент и овладел Иерусалимом.

Для Давида же произошло чудо: стена опустилась перед ним, и он смог войти в город без всяких трудностей. Впрочем, царь не хотел брать Иерусалим силой. Он предложил йевусеям отступное: шестьсот шекелей серебра, по пятьдесят шекелей за каждое колено Израиля. Йевусеи взяли деньги и дали Давиду расписку о продаже города.

Заняв Иерусалим, Давид начал готовиться к войне с филистимлянами, в ходе которой он вновь показал свою храбрость и непоколебимую веру в Бога. Последнее качестве он проявил особенно ярко в сражении в Долине великанов недалеко от Иерусалима. Всевышний повелел ему не нападать на филистимлян, пока он не услышит «шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев» (Млахим I, 5:24).  Дело в том, что Всевышний хотел совершить суд над ангелами-хранителями язычников, прежде чем отдать самих язычников в руки праведников, и шум деревьев должен был стать знаком, что можно нападать. Тем временем враг наступал,  пока не оказался в нескольких локтях от израильтян. Последние хотели атаковать филистимлян, но Давид сдержал их, сказав: Святой, благословен Он, запретил нам вступать в бой, пока не зашумят вершины деревьев.  Если мы нарушим Его повеление, то непременно погибнем. Если же мы отложим атаку, то, возможно, падем от рук филистимлян, но, по крайней мере, умрем смертью праведных, исполнив повеление Творца. Положимся же на Бога!

Не успел Давид закончить свою речь, как вершины деревьев зашумели, и Давид обрушился на филистимлян и разбил их на голову. И тогда Всевышний сказал ангелам, постоянно спрашивавших его, почему Он отобрал царство у Шауля и передал его Давиду: «Взгляните, какая разница между Шаулем и Давидом!».

Из других кампаний Давида наибольшего внимания заслуживает война с Шоваком Арамеянином, который был побежден, несмотря на то, что был наделен колоссальной силой. Шовак был великаном, так что одного его вида было достаточно, чтобы нагнать страх на всякого, кто его видел.  Арамейский военачальник полагал, что Давид не станет воевать с сирийцами –  поскольку в свое время Яаков и Лаван соорудили на границе Земли Израиля и Арама памятник в знак заключенного там договора, что их потомки не станут воевать друг с другом. Этот памятник сохранился до того времени.  Однако Давид его разрушил.

Аналогичным образом филистимляне полагались на уздечку для мула,   которую Ицхак подарил царю филистимлян Авимелеху в знак заключенного союза. Давид силой отобрал эту реликвию.

Впрочем, Давид был не только храбр, но и справедлив. Поэтому у него и в мыслях не было нарушить договоры, заключенные праотцами. И прежде, чем начать войну с арамейцами и филистимлянами, он поручил Сангедрину тщательно проверить все претензии обеих наций.  Выяснилось, что претензии филистимлян являются совершенно необоснованными, поскольку они не были потомками филистимлян, заключивших договор с Ицхаком, но переселились с Кипра гораздо позже, как сказано: «Не вывел ли Я Израиля из земли Египетской, а филиштимлян – из Кафтора» (Амос, 9:4).

Что же касается арамейцев, то они утратили права, полагающиеся им в соответствии с договором, поскольку сначала Билама Арамеянина пригласили проклясть Израиль, а затем они напали на евреев во времена судьи Отниэля, как сказано: «И воспылал гнев Господень на Израиль, и предал Он их в руки Кушан-Ришатаима, царя Арам-Наараима и служили сыны Израиля Кушан-Ришатаиму восемь лет» (Шофтим, 3:9).

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.