next perv

В Тверии найдена одна из древнейших мечетей



Как сообщают израильские СМИ, под фундаментом древней мечети в Тверии археологи нашли другую, еще более древнюю мечеть, построенную в седьмом веке. Судя по всему, речь идет об одной из древнейших мечетей мира. Специалисты не исключают, что ее мог построить Абу Абдаллах Шурабил ибн Хасана   – сподвижник Мухаммеда,  командующий одной из четырех мусульманских армий, отправленных для завоевания Леванта.

По словам Кати Цитрин-Сильверман из Иерусалимского университета, в настоящий момент невозможно сказать, как выглядела эта мечеть. Речь идет о здании площадью 22 на 49 метров, с прилегающим к нему двором. Эта мечеть была несколько меньше другой мечети, построенной позже на том же фундаменте между 720 и 740 годом (соответственно, 78 на 100 метров).  От этой мечети сохранился только фундамент. О существовании этих руин было известно с 1952 года, хотя изначально исследователи полагали, что речь идет о византийской торговой площади. Потребовались годы работы, чтобы, благодаря монетам и черепкам, найденным на месте, археологам удалось понять, к какому времени принадлежит это здание.

Цитрин-Сильверман начала копать в 2009 году. Ей удалось доказать, что речь идет о мечети восьмого века, построенной поверх более древнего строения.

Проконсультировавшись с археологами из Йемена, Цитрин-Сильверман пришла к выводу, что при строительстве древней мечети была использована простая и прагматичная строительная технология, нехарактерная для региона. Судя по всему, в Палестину она попала вскоре после арабского завоевания, с большой вероятностью – с Аравийского полуострова.

О своей находке Цитрин-Сильверман объявила в ходе научной конференции в честь 2000 Тверии. Как пишет Флавий, город, названный  в честь императора Тиберия, был основан тетратрхом Иродом Антиппой:

Тетрарх Ирод, находившийся в очень дружественных отношениях с Тиберием, основал в честь последнего в самой плодородной местности Галилеи, у Генисаретского озера, город Тивериаду. Невдалеке отсюда, в деревушке Аммаус, находятся горячие ключи. Здесь были поселены всевозможные пришельцы отовсюду, в числе которых было немало галилеян, множество насильно удаленных и отправленных в ссылку людей, а также несколько высокопоставленных лиц. Сюда же были привлечены для поселения всевозможные набранные отовсюду бедняки, равно как целый ряд лиц, свободное происхождение которых не было даже установлено. Всем им тетрарх предоставил права свободнорожденных граждан и дал им различные преимущества; а для того чтобы привязать их к городу, он настроил жилища и дал им земельные участки. Он отлично понимал, что поселение здесь людей было, собственно, противно иудейским законам, вследствие того, что Тивериада была основана на месте множества находившихся здесь и разрытых с этою целью могил. Тут закон постановлял, что жители должны считаться ритуально нечистыми в течение семидневного срока.

Иудейские древности, 18:2:3

Тверия стала важным центром религиозной и экономической еврейской жизни.

Арабы завоевали Палестину в VI веке, изгнав из страны византийцев. Тверия стала центром т.н. Иорданского военного округа (джунд Аль-Урдунн). Халифы разрешили жить в городе семидесяти еврейским семьям.

Недалеко от древней мечети находилась византийская церковь, действовавшая в V-X веках. По словам, археологов, это был крупнейший христианский храм Галилеи. Исследователи не исключают, что неподалеку так же могла находиться большая синагога. В раннеисламский период город продолжал оставаться важным еврейским центром. В частности, именно здесь трудились т.н. масореты, создавшие аппарат примечаний, уточняющих орфографию, огласовку, синтаксическое деление, ударение и кантилляцию библейского текста (масора).  В Х веке  переписчик Шломо бен Буайя создал здесь легендарный Алеппский кодекс (Кетер Арам Цова), древнейшую рукописную Библию на иврите. В этом манускрипте, содержащем текст всех книг Писания, Аарон бен Моше Бен-Ашер, последний масоретов Тивериадской школы, расставил знаки огласовки и кантилляции. Алеппскому кодексу как наиболее авторитетной из древних рукописей Писания следовал Рамбам, излагая законы о написании свитка Торы в соответствующем разделе своей книги «Мишне Тора».

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.