В Явне найдено 1000-летнее яйцо
В ходе раскопок в израильском городе Явне была сделана чрезвычайно редкая находка: совершенно целое куриное яйцо 1000-летней давности. Об этом официально сообщило Управление древностей. Неожиданная находка была сделана в ходе спасательных раскопок перед строительством нового района, который возводят на месте древней канализационной цистерны, датированной эпохой мусульманского владычества.
«Даже сейчас яйца, хранящиеся в картонках супермаркетов, редко сохраняются надолго», – говорит сотрудница Управления Алла Нагорская. Как полагает исследовательница, уникальная сохранность яйца объясняется условиями, в которых оно хранилось в течение веков в канализационной цистерне, наполненной мягкими отходами человеческой жизнедеятельности.
Масштабными археологическими раскопками в этом районе руководят Эли Хадад, Лиат Надав-Зив и Джон Зелигман. Археологам удалось найти развитую и разнообразную производственную зону, датированную византийским периодом.
«Яичную скорлупу нередко находили и раньше, причем даже более древнюю, например, в граде Давида, Кейсарии и Аполлонии. Однако из-за хрупкости скорлупы целые куриные яйца сохраняются очень и очень редко», – говорится в заявлении Управления древностей. Несколько чаще в ходе раскопок находят неповрежденные страусиные яйца, поскольку их скорлупа гораздо толще и крепче.
По словам археологов, в нижней части яйца была обнаружена небольшая трещина, через которую вытекло его содержимое. Сохранилось лишь немного желтка, который позднее будет использован для анализа ДНК.
Каким образом яйцо попало в выгребную яму, археологи не знают и не надеются узнать. Рядом с яйцом были найдены типичные для исламского периода костяные куколки.
Находка может иметь не только историческое, но и религиозное значение. В еврейском религиозном праве ке-бейца (“с яйцо”) является важной мерой объема. Поэтому знать размер куриных яиц древности может быть важно не только ученым, но и раввинам.
Сайт newsru.co.il подготовил слайд-шоу, посвященное этим находкам.
Город Явне впервые упоминается в Библии как Явнеэль на северной границе надела колена Иегуды. Наряду с Гатом и Ашдодом, Явне упоминается как один из филистимских городов, стены которых были разрушены царем Иудеи Уззией.
В эллинистический период город назывался Ямнией, Население было, преимущественно, языческим, однако в городе существовала еврейская община. Во время восстания Хасмонеев жители города стали угрожать евреям расправой. Чтобы предостеречь жителей Явне, Иехуда Маккавей атаковал порт Явне-Ям и сжег находившиеся там корабли.
Узнав же, что и жители Иамнии хотят таким же образом поступить с обитающими там иудеями, он напал ночью и на Иамнитян и зажег пристань с кораблями, так что пламя видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий. Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников.
II Макк. 12:8–9
Согласно Иосифу Флавию (Древ. 13:215), Шимон Хасмоней овладел городом, но, поскольку это событие не упоминается в книгах Маккавеев, исследователи склоняются к мнению, что Явне был завоеван Гирканом I. Во всяком случае в начале царствования Александра Яная Явне уже был хасмонейским городом с еврейским населением.
После разрушения Второго Храма в 70 году н. э. рабби Иоханан бен Заккай перенёс в Явне Синедрион. На некоторое время город стал важнейшим центром изучения Торы. В IV–V вв. Явне был преимущественно христианским городом (см. христианство); местные епископы принимали участие в Никейском (325), Халкедонском (451) и Иерусалимских (518 и 536 гг.) церковных соборах. В 634 году город был захвачен арабами. Согласно местным мусульманским преданиям, в городе находится гробница сподвижника Мухаммеда Абу Хурайры. (Евреи полагают ее гробницей рабана Гамлиэля, одного из величайших мудрецов Мишны).