В Иерусалиме найден нужник эпохи I Храма
В ходе раскопок в иерусалимском квартале Армон га-Нацив, проводимых израильским Управлением древностей накануне строительства нового туристического комплекса, была сделана редкая находка – известняковый стульчак эпохи I Храма.
«В древности частный нужник был большой редкостью. На сегодняшний день было найдено лишь несколько уборных, в основном в Граде Давида», — говорит сотрудник Управления Яков Биллиг, руководящий раскопками. «Такую роскошь могли позволить себе только самые богатые. Тысячу лет спустя, в эпоху Мишны и Талмуда, рабби Йоси говорил, что богачом можно считать того, у кого нужник находится недалеко от обеденного стола.
Нужник, найденный в Армон га-Нациве, представлял собой обтесанный камень с дыркой в центре. Он помещался над глубоким резервуаром, где скапливались нечистоты. Специалисты датировали находку VII веком до н.э. Как полагают исследователи, в древности на территории нынешнего иерусалимского района могло находиться царское поместье.
«Удивительно видеть, как то, что сегодня кажется очевидным, например, туалет, в годы правления царей Иудеи считалось роскошью. Иерусалим в принципе не устает удивлять», — говорит директор Управления древностями Эли Эскозидо.
В резервуаре под камнем с дыркой археологи обнаружили большое количество глиняных черепков и костей животных. Возможно, это поможет лучше понять образ жизни и диету жителей библейского Иерусалима, а также, возможно, позволит получить сведения о тогдашних болезнях.
Помимо нужника, археологи нашли несколько капителей, венчавших прежде колонны, а также маленькие технические колонны, обрамлявшие окна.
Возвращаясь же к нужникам – согласно Библии, праведные цари Хизкия и Иосия, деятельно насаждавшие в стране монотеизм, разрушали и оскверняли жертвенники языческих богов:
Он [Хизкия] упразднил (жертвенные) возвышения, разбил столбы, срубил ашеру и изломал в куски медного змея, которого сделал Моше; потому что до тех самых дней сыны Исраэйлевы приносили ему воскурения, и назван он был Нехуштан.
Млахим II, 18:4
И привел он [Йосия] всех священников из городов Иудейских, и осквернил возвышения, на которых священники совершали воскурения, – от Гевы до Беэр-Шевы, и разрушил те возвышения у ворот, которые у входа в ворота Йеhошуа, главы города, слева от входящего в городские ворота.
Млахим II, 23:8
Как именно царь Иосия осквернял жертвенники? Через несколько стихов сказано, что он похоронил там человеческие кости. Однако в Библии есть рассказ о том, как израильский царь Йегу разрушил святилище Баала в Шомроне:
И было, когда закончено было совершение всесожжения, сказал Йегу скороходам и начальникам: войдите, перебейте их, пусть ни один не уйдет. И перебили их острием меча, и бросили (их) скороходы и начальники, и пошли к городу дома Баала. И вынесли они столбы из дома Баала, и сожгли их. И разбили они памятник Баалу, и разрушили дом Баала, и сделали из него отхожее место, как это и поныне.
Млахим II, 10:25-27
А несколько лет назад в ходе раскопок в Лахише археологи нашли жертвенник, который был разбит (отбиты рога) и замурован в стену, которая была оштукатурена толстым слоем извести. В самом же помещении нашли каменный предмет, как две капли воды похожий на тот, что был найден в Армон га-Нациве.
В четырнадцатый год правления Хизкии город Лахиш был захвачен и уничтожен ассирийским царем Санхерибом. Поэтому нужник на месте жертвенника, скорее всего, там устроил именно этот иудейский царь.
Евгений Наумов