Ур Халдейский, колыбель трех религий
В ходе своего ближневосточного визита папа Франциск посетил развалины древнего города Ур.
«Здесь, где жил наш отец Авраам, кажется, будто мы вернулись домой. Здесь он услышал зов Божий, отсюда отправился в путешествие, изменившее историю. Мы – плод этого зова и этого странствия», – заявил понтифик, выступаю на фоне зиккурата.
Согласно Торе, в Уре Халдейском (Ур Касдим) родился и жил Авраам, первый монотеист и родоначальник еврейского народа. Оттуда Авраам начал свой путь в святую землю:
А вот родословная Тераха: Терах родил Аврама, Нахора и Арана, а Аран родил Лота. И умер Аран при Терахе, отце своем, в земле рождения своего, в Ур-Касдим. И Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврама Сарай, а имя жены Нахора Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И Сарай была бесплодна, не было у нее дитя. И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли вместе из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Кнаанскую, и дошли они до Харана, и поселились там.
Берешит, 11:27-31
Йожев Молнар, Переселение Авраама
Детству и отрочеству Авраама в Уре Халдейском посвящено множество мидрашей. Вот один из них:
Терах был изготовителем идолов. Однажды он вышел куда-то и посадил Авраѓама продавцом вместо себя. Пришел человек и хотел купить [идола]; сказал ему [Авраѓам]: — Сколько тебе лет? Сказал ему тот: — Пятьдесят. Сказал ему [Авраѓам]: — Увы этому человеку, ибо тебе пятьдесят, а будешь поклоняться [идолу], которому один день! Тот устыдился и ушел. Однажды пришла одна женщина с блюдом отборной муки; сказала ему: вот тебе, принеси в жертву им. Встал он, взял в руку палку, и разбил их [идолов], и сунул палку в руку наибольшего среди них. Когда пришел отец его, сказал ему: — Кто сделал им это? Сказал ему [Авраѓам]: — Как оправдаться перед тобой? Пришла одна женщина с блюдом отборной муки и сказала мне: вот тебе, принеси им в жертву. Этот говорил: я ем первый, а тот говорил: я ем первый! Встал этот, наибольший, взял палку и разбил их. {Сказал ему [отец]}: — Что ты говоришь мне глупости, разве они [так] умеют?! Сказал ему [Авраѓам]: — Разве не слышат уши твои, что [говорят] твои уста ?!
Взял его [Терах] и предал Нимроду. Сказал ем [Нимрод]: — Поклонимся огню! Сказал ему [Авраѓам]: — Поклонимся воде, которая тушит огонь! Сказал ему [Нимрод]: — Ну, поклонимся воде! Сказал ему [Авраѓам]: — Поклонимся облакам, которые несут воду! Сказал ему [Нимрод]: — Ну, поклонимся облаку! Сказал ему [Авраѓам]: — Поклонимся ветру, который гонит облако! {Сказал ему [Нимрод]}: — Поклонимся ветру! Сказал ему [Авраѓам]: — Поклонимся человеку, который выдерживает ветер! Сказал ему [Нимрод]: — [Пустые] слова ты говоришь; я не поклоняюсь ничему другому, кроме огня; вот, я бросаю тебя в него [в огонь], пусть придет Божество твое, которому ты поклоняешься, и спасет тебя от него.
Берешит Раба, 38:13
Древний месопотамский город Ур считается одной из колыбелей цивилизации. Он служил последней столицей шумеров, чья цивилизация достигла расцвета 4-5 тысяч лет назад. В шумерской религии Ур считался священным городом бога луны Сина. Как полагают исследователи, в лучшие годы в городе проживало до полумиллиона жителей. В Уре были широкие мощеные улицы, действовали школы, работали поэты, писцы и талантливые ремесленники, создававшие подлинные произведения искусства.
Своего апогея Ур Халдейский достиг при Царе Ур-Намму, правившем ок. 2112 – 2094 годах до н. э., и его преемниках. Ур-Намму сделал Ур столицей этого царства. В отличие от своих предшественников, опиравшихся в своих действиях в основном на шумеров, Ур-Намму сплотил под своей властью оба народа населявшего Южную Месопотамию, продолжив не только шумерскую, но и аккадскую традицию. Среди прочего, царь Ур-Намму заново отстроил стены города Ура (о чём повествует его датировочная формула), видимо, разрушенные во время господства гутиев. Также он начал строить знаменитый зиккурат в Уре, но до завершения его строительства не дожил. Он был достроен его сыном Шульги. Об этом свидетельствует найденный в его основании закладной цилиндр с надписями последнего вавилонского царя, Набонида, которые гласят:
Я, Набонид, царь Вавилона… зиккурат Эгишширгаль [то есть Эгишнугаль — храм бога Нанны] в Уре, который царь Ур-Намму до меня строил, но до конца не довёл, Шульги, его сын, закончил. Из надписей Ур-Намму и его сына Шульги я узнал, что Ур-Намму строил этот зиккурат, но не довёл строительство до конца и что Шульги, его сын, закончил работы. Теперь зиккурат стал ветхим. Над старым фундаментом, на котором строили Ур-Намму и его сын Шульги, я соорудил зиккурат, мощный, как в давние времена…
Цилиндрическая печать периода III династии Ура изображающая сидящего царя Ур-Намму, которому божество представляет одного из его вельмож. Надпись гласит: «Ур-Намму, могучий герой, царь Ура, Хашхамер, энси города Ишкур-Син, его слуга». Британский музей, Лондон
В начале прошлого века британский археолог Чарльз Леонард Вулли (1880-1960) в ходе раскопок в Уре обнаружил шестнадцать могил представителей местной знати. В этих захоронениях было сделано много бесценных находок: золотой кинжал, украшенный ляпис-лазурью, золотая статуэтка козленка, запутавшегося в зарослях, лира, украшенная бычьей головой, и, наконец, золотой головной убор шумерской царицы. Урские захоронения сравнивали с египетской гробницей фараона Тутанхамона – с той разницей, что они почти на тысячу лет древнее.
Козленок в зарослях — одна из парных статуэток сер. III тыс. до н. э., найденных Вулли при раскопках Ура
Однако самой важной находкой, сделанной в Уре, стал хорошо сохранившийся зиккурат – ступенчатая башня, датированная 3-м тысячелетием до н.э. Зиккурат был частью храмового комплекса, служившего административным центром шумерской столицы. Материалом для постройки зиккурата послужил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом..
В шестидесятые годы прошлого века зиккурат был частично отстроен, однако с тех пор сильно пострадал от эрозии, вызванной летней жарой, сильными ветрами и повышенной соленостью почвы. Кроме того, в 90-91 гг. поблизости находилась иракская военная база, ставшая объектом американских бомбардировок.
К сожалению, основные археологические открытия были сделаны в Уре в 20-30 годы в ходе раскопок, которые финансировали Британский Музей и университет Пенсильвании. В настоящее время раскопано и изучено не более трети территории археологического памятника. Войны и нестабильность последних десятилетий привели к тому, что археологи не рискуют работать в Уре.
Возможно, исторический визит папы Франциска приведет к возобновлению раскопок. Однако, пока в регионе сохраняется нестабильность, надежд на это мало.
Евгений Наумов