next perv

Тайны древнего Яффо



Израильские археологи не зря торопились провести раскопки в районах древнего Яффо прежде, чем там возведут новые здания. И сделали множество новых открытий. Обнаруженные ими артефакты охватывают многие тысячи лет, в течение которых тут жили люди. Это и скелет младенца, похороненного в глиняном сосуде более 3500 лет назад, и пуговица, которая в XX веке оторвалась от формы британского солдата…

Среди новых находок – захоронения и дома, фермы, предметы и их обломки. Вместе они – мозаика свидетельств повседневной жизни (и смерти) в Яффо, одном из старейших портовых городов мира, который сегодня является частью Тель-Авива. В последние десять лет раскопки в древнем городе проводились на пяти площадках. Управление древностей Израиля подробно описало их результаты в ноябрьском номере своего журнала «Атикот» («Древности»).

Раскопки проводились на окраине города, под прибрежным холмом, на котором располагался исторический центр ​​древнего Яффо. Здесь находятся хорошо изученные археологами руины, относящиеся ко временам египетского фараона Рамзеса II. Этот район некогда был периферийным, а в наше время застроен жилыми комплексами и дал приют оживленному «блошиному рынку». Исследовался он редко – и зря, потому что лишь теперь археологи пришли к заключению, что именно здесь существовал нижний город древнего Яффо. Об этом пишет археолог и главный редактор празднующего свое столетие журнала «Атикот» Цви Гринхут. Ввиду важности открытий, журнал посвятил этой теме целый номер.

Куда царь Шломо (Соломон) привозил кедры

В древности города часто строились на возвышенностях. В периоды процветания и мира город расширялся за счет окрестных низменностей, а если ситуация ухудшалась, то снова «вжимался», – объясняет Йоав Арбель, археолог из Управления древностей Израиля, руководивший четырьмя из пяти здешних раскопок. До недавнего времени археологическое сообщество не осознавало, что такие же перемены выпали и на долю города Яффо.

«Нам говорили, что проводить раскопки вокруг кургана нет никакого смысла, – рассказывает Арбель. – Но теперь мы знаем, что город существенно расширялся по крайней мере трижды: сперва в эллинистическую эпоху; затем последовал длительный отрывок времени, охватывающий византийский и исламский периоды и период крестоносцев; и, наконец, во времена Османской империи в IX веке».

О важности Яффо, как портового города древности, говорится в Библии: через эту гавань король Шломо (Соломон) привозил из Ливана кедры для строительства иерусалимского Храма. Рассказывают также, будто отсюда Иона отправился в свое злосчастное путешествие, завершившееся в чреве кита.

Уже в XX-XIX веках до н.э., то есть почти 4000 лет назад, Яффо был укрепленным курганом, отмечает Арбель. В те ранние дни территория к востоку от кургана, которая позже стала нижним городом, не была заселена и в основном использовалась для захоронений.

Наглядной иллюстрацией этого стала самая древняя находка, обнаруженная в ходе последнего этапа раскопок: захоронение младенца, датируемое средним бронзовым веком (XVIII-XVII вв. до н.э.). Он был погребен в глиняном кувшине. Именно так было принято хоронить младенцев в Ханаане и на Ближнем Востоке в те, и даже в более ранние времена.

Кувшины обычно закапывали под полом дома. Почему младенцев хоронили в кувшинах, неясно. Некоторые исследователи предполагают, что таким образом умерший младенец как бы возвращался в символическую утробу, для будущего возрождения в загробной жизни.

Перенесемся на более чем тысячу лет вперед, в V век до новой эры. В это время город Яффо, входивший в Персидскую империю, уже начинал процветать. Археологи обнаружили 14 высеченных в скале захоронений, в которых находились масляные лампы, кувшины и другие погребальные подношения. По словам исследователей, такие захоронения характерны для финикийских поселений на побережье Средиземного моря, что позволяет понять, что за народ населял в ту пору Яффо.

По-настоящему Яффо расцвел в ранний эллинистический период, в IV и III веках до новой эры. Тогда он впервые распространился на располагавшиеся к востоку от холма плодородные низменности. Здесь археологи нашли остатки разрозненных жилищ и ферм той эпохи. На одной из таких ферм, рассказывает Арбель, ученые обнаружили ручки кувшинов, привезеннных из разных уголков греческого мира, что свидетельствует как о богатстве владельца фермы, так и об интернациональном характере города.

Однако в последующие века город пришел в упадок, о чем говорят скудные находки времен Хасмонеев и Римской империи.

«Причиной упадка, возможно, стала сложившаяся не в пользу Яффо конкуренция с более крупной искусственной гаванью, построенной римлянами на севере, в Кесарии», – предположил Арбель.

Новый период процветания Яффо пришелся на византийские времена. Так, в нижнем городе археологи нашли жилые дома, общественные здания и промышленные объекты, в том числе пресс VI века новой эры, который использовался для изготовления вина из сока фруктов, выращенных в сельскохозяйственных районах Яффо.

«Нижний город никогда не был густо заселен. Дом здесь и дом там, быть может, с садом между ними. Совсем не так, как на холме. Но он определенно был частью городского пространства», – говорит Арбель.

Мудрость Греции

В ходе раскопок на месте французской больницы XIX века археологи исследовали одно из многочисленных кладбищ, где на протяжении тысячелетий жители Яффо хоронили своих мертвых. В части могильника, относившейся к византийскому периоду, археологи обнаружили мозаичную надпись, которая в IV или V веках новой эры, вероятно, украшала вход в некрополь, – сообщает специалист по древнегреческим надписям из Еврейского университета Лия ди Сеньи. Текст примерно переводится как «Мужайтесь все, кто здесь похоронен! Такова жизнь!»

Яффо продолжал процветать и после того, как Святую Землю завоевали мусульмане. Об этом свидетельствуют находки исламского периода, в том числе фрагменты кувшина с надписями IX или X веков. Частично сохранившийся текст гласит: «Сухой порошок для лечения головной боли» – видимо, в сосуде было лекарство, купленное в местной аптеке, пишет специалист по археологии исламского периода из Еврейского университета Ницан-Амитай Прайс.

Во время крестовых походов Яффо несколько раз переходил из рук в руки и был существенно укреплен захватчиками-европейцами. Об этом свидетельствуют остатки стен и, возможно, рва XIII века, обнаруженные в результате последних раскопок. Но после того, как мамлюкский султан Бейбарс окончательно отвоевал город, Яффо был на несколько столетий заброшен. Такова была политика выжженной земли, которой следовали мамлюки, разрушивших большинство прибрежных городов Палестины, чтобы лишить крестоносцев плацдарма для возвращения. Яффо возродился только в XVII веке, в ранний период Османской империи, когда город был заново отстроен вокруг монастырей, а порт Яффо стал воротами, через которые въезжали христианские паломники, направлявшиеся в Иерусалим.

Город был сильно поврежден в 1799 году в связи с вторжением Наполеона в Левант; но на протяжение следующего столетия турки вновь перестроли и расширили Яффо. Археологи, проводившие раскопки в нижнем городе, нашли свидетельства боевых действий, в том числе – пушечные ядра. Однако ученые полагают, что относятся они не к осаде Яффо Наполеоном, а к событиям, происходившим несколькими десятилетиями позже. Вероятно, речь идет о внутренних конфликтах османов или о египетско-турецкой войне 1830-х годов.

Там, где сгибают ложки

Вторая половина XIX века ознаменовалась началом значительного расширения Яффо. Именно в этот период город прославился своими плодородными цитрусовыми рощами, где выращивали и экспортировали знаменитые «яффские апельсины».

Несмотря на то, что благодаря историческим источникам этот период нового процветания Яффо хорошо известен, недавние раскопки нижнего города дополняют эту картину. Среди находок – развалины османского колодца и фабрики по производству мыла из оливковго масла, а также многочисленные остатки труб и каналов, использовавшихся для орошения садов, которые, начиная с периода британского мандата, исчезли по мере того, как расширялся город.

Археологи нашли также всевозможные артефакты, такие как стеклянные бутылки из-под напитков и духов, импортированных из Франции и Англии. Это свидетельство расширяющихся торговых связей города.

«С середины XIX века до конца османской эпохи население города росло в геометрической прогрессии, и Яффо стал космополитическим городом», – говорит Арбель.

Территория большинства новых археологических площадок в Яффо, после тщательной документации, была возвращена подрядчикам строительных проектов. Однако публике доступны не только артефакты, извлеченные археологами, но и некоторые другие находки. Так, в бывшем Французском госпитале, переоборудованным в гостиницу, сохранились остатки городских стен крестоносцев, а развалины мыловаренной фабрики османской эпохи станут частью художественного музея, который вскоре планирует открыть израильский иллюзионист Ури Геллер.

Может показаться удивительным, что экстрасенс, прославившийся своей способностью сгибать ложки силой разума, принял участие в сохранении прошлого древного Яффо. Но, если хорошенько подумать, за 4000 лет в этом городе происходили и куда более странные вещи.

Ариэль Давид

Источник: сайт Детали.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.