next perv

Суккот на корабле. Зачем мудрецы спешили в Рим?



Есть несколько историй, где рассказывается, что мудрецы плыли на кораблях. Часто они начинаются словами “Случилось, что р. Гамлиэль <и другие мудрецы> плыли на корабле”. Детали, куда, зачем и когда они плыли, как правило, опущены. Историк Шмуэль Сафрай перечисляет около 25 историй про путешествия мудрецов. Он применяет интересный прием: предполагает, что морское путешествие было в Рим, и смотрит на состав делегации, считая, что если состав делегации совпадает, то речь идет об одном и том же путешествии. Так вот, исходя из состава делегации, он считает, что р. Гамлиэль совершал два путешествия в Рим: одно с р. Йегошуа и р. Элиэзером, а второе – с Йегошуа, р. Элазаром б. Азарией и р. Акивой. Если так, очевидно, что второе путешествие было после драматических событий, связанных с отлучением р. Элиэзера, отстранением р. Гамлиэля, назначением на его место р. Элазара б. Азарии и возвращения р. Гамлиэля на должность наси.

В двух разных местах рассказывается, что путешествие пришлось на праздник Суккот, и что это не было запланировано загодя:

Сукка, сделанную на носу корабля, р. Гамлиэль считает некошерной, а р. Акива кошерной. Случилось, что р. Гамлиэль и р. Акива плыли на корабле, и р. Акива сделал сукку на носу корабля. Наутро поднялся ветер и сдул сукку. Сказал ему р. Гамлиэль: “Акива! Где твоя сукка?”

Сукка, 23а

Случилось, что р. Гамлиэль, р. Йегошуа, р. Элазар б. Азария и р. Акива были на корабле, и лулав был только у р. Гамлиэля, который купил его за 1000 зуз. Р. Гамлиэль поднял его, выполнил заповедь и подарил р. Йеhошуа, р. Йеhошуа выполнил заповедь и подарил р. Элазару б. Азарии, р. Элазар б. Азария выполнил заповедь и подарил р. Акиве, р. Акива выполнил заповедь и вернул р. Гамлиэлю.

Сукка,  31б

Понятно, что лулав не стоит 1000 зуз. И не надо это понимать буквально, в параллельном месте из мидраша названа другая цена. Но дорого заплатил. И мудрецы бы, конечно, позаботились о своих лулавах, если бы не были вынуждены отправиться в спешке в такое время, когда лулавы еще не продаются на каждом углу.

Есть сайт Станфордского университета, где можно посчитать время в пути между любыми двумя точками Римской империи. От Яффы до Рима плыть 3.5 недели. То есть они отплыли либо до, либо сразу после Рош га-Шана.

Какая же необходимость погнала их в неожиданное и срочное путешествие? Подходящий кандидат для такой срочности есть. Это переворот, происшедший в Риме 18 сентября 96 г., убийство Домициана и провозглашение императором престарелого (66-летнего) Нервы. Правление Домициана сопровождалось многочисленными репрессиями, в том числе по анонимным доносам. И Светоний, и Дион Кассий подчеркивают, что репрессии часто касались иудеев.

Светоний (Домициан 12:1-2) пишет:

С особой суровостью по сравнению с другими взыскивался иудейский налог: им облагались и те, кто, не декларируя публично, вел иудейский образ жизни (qui vel improfessi Iudaicam viverent vitam), и те, кто скрывал свое происхождение, уклоняясь от наложенной на это племя дани. Я помню, как в ранней юности при мне в многолюдном судилище прокуратор осматривал девяностолетнего старика, не обрезан ли он.

Император Домициан

Таким образом, репрессии грозили двум категориям: тем, кто отошел от еврейской общины и тем самым уклонялся от “еврейского налога”, и “непрофессиональным евреям”, т.е. неевреям, “пустившимся на еврейские пути”. В эту категорию подпадает широкая группа себоменой – “богобоязненных”. Эта среда, очень распространенная в 1 в., и была питательной средой для распространения христианства среди неевреев.

“Иудейский налог” – это подушный налог в пол-шекеля (две драхмы), который раньше взимался в пользу Храма, а после разрушения Храма – в пользу римских властей. Тит привез огромную казну из разрушенного Храма, но эти деньги, судя по всему, пошли на строительство Колизея и роскошные игры, и у Домициана кончились, с этим и связано рвение во взимании “иудейского налога”.

Но “непрофессиональным евреям” грозило и гораздо более серьезное обвинение. Дион Кассий рассказывает о родственнике Домициана, сенаторе Флавии Клементе, казненном по обвинению в “атеизме” – “обвинению, по которому были осуждены многие, подвинувшиеся на иудейские пути. Некоторые из них были казнены, остальные отделались конфискацией имущества”. “Атеизм”, о котором говорит Дион Кассий – это неучастие в государственном культе императора и поклонении и жертвоприношениях его статуям. Евсевий, ссылаясь на Диона Кассия, однозначно считает Флавия Клемента христианским мучеником, но, возможно, он переносит современные ему реалии в ту эпоху.

Жена Флавия Клемента Домицилла была сослана на остров Пандатерию. Светоний пишет, что “именно этим <казнью Флавия Клавдия> он <Домициан> больше всего ускорил свою гибель”, то есть мученическая смерть Флавия Клавдия могла ускорить смерть Домициана и отмену гонений. Описывая убийство Домициана, Светоний и Дион Кассий подчеркивают, что главную роль в нем сыграл Стефан, управляющий Домициллы.

После убийства Домициана (происшедшего, как мы уже говорили, 18 сентября 96 г.) в тот же день сенат провозглашает императором пожилого и бездетного Нерву.  Нерва сразу провозглашает политику нормальности. Дион Кассий пишет:

Нерва также освободил тех, кто был осужден за оскорбление величества, и возвратил ссыльных, он казнил рабов и вольноотпущенников, устраивавших заговоры против своих господ, и запретил этим людям доносить на своих господ, и никому не было позволено обвинять кого-либо в оскорблении величества или в принятии иудейского образа жизни.

Нерва широко рекламировал свою оттепель, в том числе чеканя соответствующие лозунги на монетах. На многих монетах Нервы отчеканено “LIBERTAS PVBLICA”= “общественная свобода” или “SALVS PVBLICA” – “общественное благосостояние” – в противовес “SALVS AVGVST” на монетах Домициана. На многих монетах в качестве такого лозунга отчеканено “FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA” – “несправедливости, связанные с иудейским налогом, отменены”. Можно себе представить, что это означает “отмена иудейского налога”, если бы не документальные подтверждения, что иудейский налог продолжал взиматься еще в течение почти 300 лет.

Император Нерва

Нерва правил всего 2.5 года, но еще при жизни он назначил и усыновил преемника – Траяна, который проводил тот же политический курс в течение еще 19 лет.

Давайте попробуем подытожить, в чем произошли изменения.

Домициан Нерва и Траян
Иудейский налог Взимают римские власти Взимает иудейская община и передает римским властям
Руководство еврейской общины Не признается римскими властями Признается римскими властями и автономно.
Анонимные доносы и доносы слуг Активно рассматриваются и служат материалом для репрессий Не рассматриваются
Евреи, отошедшие от иудейства Разыскиваются и преследуются Не считаются частью еврейской общины и должны участвовать в государственном культе
“Непрофессиональные евреи” – себоменой и христиане. Преследуются как “принявшие иудейский образ жизни” Преследуются безотносительно к иудейству.
Название “христиане” Не упоминается Упоминается
Гиюры ?? Практически отсутствуют

Таким образом, если при Домициане и раньше иудейская община рассматривалась как религиозная община со склонностью к миссионерству и не очень четко очерченными границами, то после переворота – как четко очерченная этническая община с самоуправлением, но без миссионерства и с закрытым входом, за пределами которого оказываются себоменой и христиане, возможно даже, включая иудео-христиан, потому что вопрос “кого считать евреем” теперь передавался автономной еврейской общине. Полагаю, что именно за этим – за упорядочением самоуправления – и помчались р. Гамлиэль и мудрецы осенью 96 г.

Григорий Идельсон

Первоначально опубликовано в блоге автора.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.